Оксана Ващенко
11:08 28/04/2021

А.Попов: «Власти нас ведут к катастрофе по всем показателям!» 

Киев часто называют государством в государстве. Ведь столица имеет колоссальные финансовые возможности для решения многих проблем. Но, к сожалению, жизнь киевлян и все тех, кто приезжает сюда в надежде на работу, не выглядит безоблачной. В Киеве как и везде – неподъемные тарифы на ЖКХ, «уставшая» инфраструктура и упорная борьба с COVID-19. Справляется ли власть с этими вызовами  – об этом в интервью с экс-Главой КГГА, депутатом Киесовета от «ОППОЗИЦИОННОЙ ПЛАТФОРМЫ – ЗА ЖИЗНЬ» Александром Поповым.

— С 1 мая в Украине устанавливается «годовой тариф» на газ. В зависимости от компании и региона стоимость куба газа увеличивается: от 10 до 15 грн. Однозначно вырастет и стоимость услуг ЖКХ. И все это при огромнейших долгах населения. Александр Павлович, как вы оцениваете это решения правительства, каких последствий стоит ожидать? 

— Очень болезненный для меня вопрос. В действиях правительства мы не найдем логики. Они проводят антинародную политику. Их не интересует как будет жить гражданин Украины, их только интересует как они «набьют» свои карманы. В начале января установлена льготная цена за куб газа — 6,99 гривен. Сейчас уже частные компании декларируют новую цену — от 9 до 13 тысяч гривен за тысячу кубометров без транспортных затрат. Поэтому, как минимум плюс еще 2000 грн.

Считаю, что это вообще трагическая история. Во-первых, это социально болезненно для абсолютного большинства населения Украины. Примером тому является огромнейшая задолженность, при чем не на конец отопительного сезона: уже долг достиг 83 миллиарда гривен! Такого никогда не было в нашей стране! Во-вторых, сама экономическая ситуация на предприятиях, которые добывают газ, производят тепловую и электрическую энергию, плачевная. Вот эти 82 миллиарда гривен — это ж не просто цифра, это тот объем финансового ресурса, который не поступил, например, в «Киевэнерго», в «Киевводоканал», «Киевгаз» и т.д.

Это означает, что неплатежи сужают возможности экономической активности, я уже не говорю о какой-либо инвестиционной активности, которая позволила бы увеличивать объемы, например, добычи или реализации энергосберегающих технологий.  Но сама трагедия в том, что такая задолженность даже в этом году уже может привести к задержке с выплатами зарплат, прежде всего, на предприятиях коммунальной теплоэнергетики, где особенно большие долги. Также это относится и к водоканалам. И это проблема не только Киева, но и всей Украины. Вот эта тенденция настолько негативна, что, с моей точки зрения, она затрагивает вопросы национальной безопасности.  Потому что в любой момент иск к теплогенерирующему предприятию может закончиться банкротством этого предприятия. Ведь на сегодняшний день де-юре они финансово стабильны, а де-факто — они все банкроты.  Если, скажем, НАК «Нефтегаз», в основном ему должны, выставит претензии к любой генерирующей компании, это однозначно приведет к тому, что они платить не смогут, а следовательно, будут объявлены банкротами.

Поэтому создается впечатление, что правительство умышленно делает всю коммунальную, энергетическую, водо- канализационную систему и другие компании такими, которые приведут к банкротству и потом их за три копейки продадут.

— Так вы считаете, что это такая умышленная политика, чтобы снять с себя всю ответственность?

— Правительство должно думать, как уменьшить эту огромную кредиторскую задолженность населения, как уменьшить тариф. А мы что видим? Они еще больше повышают цену на газ! Значит в следующем году уже будет не 82 миллиарда гривен задолженности за коммуналку, а все 100 миллиардов. Это путь в никуда!

— Но власть как всегда будет кивать на требования МВФ, а от них зависят новые кредитные транши…

— Но, если они вводят годовые тарифы, где ж тут рынок? Это ж получается фиксированная цена на газ! А давайте вернемся к истории прошлого года. В себестоимости производимой тепловой энергии, например, в «Киевэнерго», цена на газ заложена на уровне 7300 гривен с НДС за тысячу кубометров газа. Но в прошлом году цена на газ в летний период, конечно, была удивительно низкой от 2200 гривен с НДС до 2800 гривен.

— То есть вопрос: почему летом мы не закупаем газ для того чтобы обеспечить стабильные цены зимой?

— Да, вы абсолютно правильно говорите. Вот у меня такой вопрос возникает уже не только к правительству, но и к киевской власти. Я им на заседании Киевсовета официально предложил три варианта решения этой проблемы. Первое. Давайте дадим гарантии «Киевтеплоэнерго», нам нужно просто проголосовать, банки, как правило, под гарантию Киевсовета, дают кредиты нашим коммунальным предприятиям. Мы могли бы взять на себя гарантии, а «Киевтеплоэнерго» закупит летом газ. То есть, если говорить о рынке, то летом газ, с моей точки зрения, вообще никому не будет нужен. Будет избыток газа и будет падать цена. Зачем же сейчас фиксировать 9,13 гривен за куб, если летом она может вернуться даже к 3800 гривен. Это позволит на 40-50 процентов снизить тариф на газ.

— А вы с Кличко говорили на эту тему?

— Я говорил об этом на заседании Киевсовета в присутствии Виталия Кличко. Были поручения соответственным службам, ну вот у меня ответ на столе, что это сделать невозможно. Второе предложение касалось того, почему Киев, имея кадровый, инвестиционный потенциал, не бурит самостоятельно газ. Ну раз нам говорят рыночные условия, почему коммунальное предприятие не может добывать газ?

— Но, видимо, они не принимают ваш подход, так как он разрушает их схему взаимоотношений… 

— Если руководство города имеет политическую волю, для этого есть все механизмы, в том числе и политического давления! Потому что я абсолютно уверен, что, если обратиться к депутатам горсовета и сказать: «Ребята, пойдемте под Кабмин!», мы можем на 40 процентом уменьшить тариф на газ, а там нас не хотят поддержать, то все бы пошли. И было у меня еще третье предложение: вернуть городу функцию формирования тарифов. Местной власти сейчас это не выгодно делать. Но, считаю, что в этой ситуации власть должна на себя брать ответственность. И, если мы реализуем первый и второй пункты, то третий, сам по себе напрашивается.  Вот такое комплексное решение должно быть.

— Как оцениваете состав Киесовета и его компетентность?

— У меня складывается впечатление, что абсолютное большинство депутатов пришли в городской совет помочь городу и киевлянам. Но пока что это во многом на словах. Например, вопрос формирования бюджета 2021 года… Вот на прошлой неделе было заседание горсовета и мы корректировали принятые ранее решения по бюджету на этот год. Докладывал один из замов Кличко. Я задал вопрос: «Скажите, в объеме столичного бюджета какая доля государственного, какое участие правительства в вопросах реализации инфраструктурных проектов? Он в ответ: «Ноль»! Эта информация, прежде всего, для «Слуг народа», которые сидят в нашем зале. Для тех «Слуг народа», которые сегодня имеют 12 мажоритарных мандатов от Киева в Верховной Раде. «Ребята, вы вообще зачем пришли в политику, вы что считаете, что вопрос строительства метро или аварийности моста Метро или Патона – это не ваш вопрос?»  Реконструкция мостов — это не вопрос только Киева. Ну не дай Бог там что-то случиться! Ну как можно откладывать капитальный ремонт находящихся в аварийном состоянии мостов?!

— Резерва во времени нет?

— По мосту Метро мы фиксировали негативные процессы еще в 2012 году. Были проведены оперативные совещания со специалистами, которые говорили о необходимости проведения серьезного капитального ремонта. Мы уже тогда дали толчок для подготовки проектной документации. Это при том, что тогда мы могли еще шесть лет эксплуатировать мост Метро. А ситуация ухудшается. В заключениях специалистов мост Патона относится к первой категории аварийности. А это означает, что его эксплуатировать нельзя! А мы каждый день по нему ездим. Я бы спокойно не спал в такой ситуации. А здесь нет даже адекватной реакции.

— Авария может быть в любой момент?

— Конечно. Это катастрофа! Я уже не знаю, в какие двери стучать. Я каждый раз на заседании горсовета говорю об этом. Вообще неадекват какой-то со стороны власти. Это поведение антинародного правительства. Они относятся к населению в данном случае просто преступно. Правительство нужно немедленно менять! Нас ведут к катастрофе по всем показателям!

— А как вы считаете, киевская власть справляется с вызовами Covid-19, это при том, что Киев имеет очень огромные возможности, несопостовимы с другими городами Украины? 

— Если сказать в целом, я бы поставил удовлетворительную оценку. Если мы сейчас посмотрим наличие мест в больницах, обеспечение медикаментами, зарплату медикам, надбавки и т. д. – это в Киеве все позитивно решается. Мы еще в 2012 году сделали реконструкцию инфекционного отделения Александровской больници. У нас уже был достаточно современный инфекционный центр, который в первые дни брал на себя практически всю нагрузку.

— А мы имеем другую информацию: все-таки отток медиков продолжается! Семейные врачи боятся ходить к ковидным больным, чтобы не заразиться, людей лечат по телефону… Медицинская реформа все настолько разрушила, что сегодня человек не имеет возможности получить своевременную медицинскую помощь… А о качественном процессе вакцинирования разве мы можем говорить?.. Вот Киев также не может решить проблему с закупкой вакцин?

— Киевская власть еще в январе выделила 140 миллионов гривен на закупку вакцин. Этот была инициатива мэра. Рассчитывали на то, что сработает международный авторитет Кличко, его связи, и будет легче договориться о приобретении вакцин. И мы, конечно, за это проголосовали. Но до сегодняшнего времени нет никакого результата…

— А как вы считаете, почему в вопросе лечения и вакцинации от COVID-19 мы все стали заложниками политической конъюнктуры? Ну неужели нельзя было договориться о производстве вакцины в Украине, почему люди контрабандными путями, переплачивая в десятки раз, пытаются завести из соседних стран хотя бы противовирусные препараты, эффективность которых доказана и введена в протоколы лечения в той же России?  

— Конечно, решение по вакцинам было принято не министром здравоохранения, а премьер-министром и Президентом. В этом случае они допустили преступную халатность в угоду политическим интересам: своим и внешним. Однозначно, нам нужно было соглашаться на возможность производить вакцину здесь, в Украине. Нам это предлагала сделать только одна страна –  Россия. Если будут предлагать другие: Америка или Германия, конечно, нужно будет соглашаться. Пока остаемся с протянутой рукой… Когда речь идет о жизни, тем более десятков тысяч людей, вопросы политики, каких-то личных амбиций, должны уходить в сторону. А наши руководители этого не сделали. Подчеркиваю, с их стороны – это преступная халатность.

 

 

 

Читайте также по теме