Денис Гонтарь
14:04 28/12/2012

А. Попов: «Заявление об отставке я не подавал и не собираюсь»

Уходящий год был очень насыщенным для Киева и киевлян. Это — и проведение Евро-2012, и уход с поста мэра столицы Леонида Черновецкого. А в самом конце декабря столица осталась без бюджета на 2013 год, за него не проголосовали депутаты Киевсовета. Что же ждет столицу с 1 января и как она будет развиваться в дальнейшем ГолосUA спросил у главы КГГА Александра Попова.
— Александр Павлович, депутаты Киевсовета не проголосовали за принятие бюджета столицы на 2013 год. Как же город будет жить в новом году?
Во-первых, депутаты не могли проголосовать, потому что этот бюджет Киев не устраивает. По нашим расчетам Киеву в 2013 году не будет хватать 4 млрд гривен, а это – треть бюджета города. Мы же не можем треть года ничего не финансировать. Этот бюджет вместе с профсоюзами мы будем дорабатывать. 26 декабря было заседание правительства, на котором первый вице-премьер-министр и министр финансов получили поручение вместе с КГГА заняться рассмотрением тех проблем, о которых мы говорим. Задача: решить этот вопрос. Надеюсь, что где-то в середине января мы достигнем каких-то договоренностей с правительством. После этого мы сможем выйти к профсоюзам, депутатам Киевсовета, и сказать, что первый квартал 2013 года живем по 1/12 бюджета 2012 года, как прописано в бюджетном кодексе.
— То есть, берется бюджет 2012 года, делится на 12 частей и каждая эта часть идет на один месяц?
Да. Но исключается финансирование каких-то инвестиционных программ, идет финансирование только жизнедеятельности города. Но это нам даже выгодней, чем перейти на тот бюджет, который предложили на 2013 год.
— Но в госбюджете тоже не все гладко. Есть какие-то гарантии, что правительство прислушается к столичной власти и бюджет Киева будет без дефицита?
Дефицит возникает всегда, но в процесс консультации с правительством всегда находится компромисс. Что-то мы должны со своей стороны сделать, потому что резервы есть. Думаю, 1-1, 5 млрд мы обязаны собрать дополнительно. Но все равно нам не обойтись без помощи правительства.
МЕТРО НА ТРОЕЩИНУ – ЗА СЧЕТ ИНВЕСТИЦИЙ
— Многие эксперты говорят, что не совсем реально привлечь десятки миллиардов гривен инвестиций для Киева в рамках Стратегии развития города до 2025 года. Учитывая то, что за последний год инвесторы не особо охотно идут в Киеве, вы до сих пор верите, что можно привлечь миллиарды?
Это реально. К тому же инвесторы идут в Киев.
— А вы можете назвать два-три крупных инвестиционных проекта за последний год?
В жилье. Мы строим рекордный показатель количества жилья – 1, 5 млн кв. м жилья. Это либо компании строят, а потом продают, либо люди сами инвестируют в строительство квартир. Коммерческая недвижимость. Вот недавно открылся огромный торговый центр, в который инвестировано около $180 млн. Так что инвестор идет в столицу. Интересный инвестиционный проект — «Bionic Hill». Стоит он $1 млрд. Это инновационный парк, где технологии станут товаром, их там будут производить, а потом продавать. Там будет 20 тыс. рабочих мест, где смогут трудиться программисты, представители науки. К тому же в следующем году начнется строительство метро на Троещину. Я вижу выполнение этого проекта, как сотрудничество с бизнесом, то есть частно-государственное партнерство.
— А какая часть денег пойдет из бюджета?
Сейчас идут консультации. Через три-четыре месяца мы наработаем предложения и определимся, какая из финансовых моделей будет приемлема. Но городская власть этот проект сама не «вытянет», нужно будет с правительством некоторые вопросы решать.
— Инвестор вложит деньги, построит метро, но соответственно, он захочет получить что-то взамен. Некоторые эксперты говорят, что может повыситься стоимость проезда в метро
Есть разные формы возврата денег. И это сейчас является предметом обсуждения. А на счет стоимости проезда отмечу, что строительство метро никак не влияет на цену проезда. Даже если мы в 10 раз увеличим стоимость проезда, мы все равно не построим за эти средства метро на Троещину. В то же время «Киевский метрополитен» давно нуждается в пополнении оборотных средств, но пока мы держимся. Насколько мы выдержим такой режим экономии, покажет время. В следующем году почти миллиард гривен инвестиций пойдет на обновление вагонов метрополитена. По Киотскому протоколу мы получим 96 новых вагонов с японскими технологиями.
— Вы недавно говорили, что через 3-5 лет метро может появиться и на Виноградаре. Насколько это вообще реально?
За бюджетные деньги мы в следующем году сделаем проект по строительству метро на Виноградарь. А строительство метро на Троещину будет вестись в большей степени не за бюджетные деньги. То есть, если учесть, что мы каждый год выделяем до миллиарда бюджетных средств на строительство подземки, мы можем параллельно с Троещиной продолжать ветку метро на Виноградарь.
— И вы уверены, что максимум за пять лет можно довести метро до самого Виноградаря? Для сравнения, еще летом и вы, и премьер-министр говорили, что до конца 2012 года в эксплуатацию сдадут две станции метро, но получилось только одну открыть
До конечной станции на Виноградаре нужно построить еще три станции. Думаю, что до 2015 года мы можем это сделать. Что касается двух станции на Теремки. Когда доходы бюджета во втором полугодии в связи с экономическими проблемами уменьшились, то уменьшились возможности и государственного бюджета, и Киева. Возникли заминки со стабильным финансированием. Но строительство там не прекращается. Считаю, что правильным будет сделать подарок киевлянам ко Дню города, открыв в конце мая станцию «Теремки».
ВЕСНОЙ ЗАПУСТЯТ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ПО ОТДЕЛЬНОЙ ПОЛОСЕ ДЛЯ АВТОБУСОВ-ТРОЛЛЕЙБУСОВ
— Когда в Киеве может появиться отдельная полоса для общественного транспорта, чтобы автобусы-троллейбусы ездили без пробок?
Весной появится пилотный проект. Перед Евро мы уже это пробовали и у нас начало получаться, но потом мы как-то перестали этот вопрос особо контролировать. Самое важное, чтобы на этой полосе не было парковок. Весной к этой теме мы обязательно вернемся. Это касается скоростных вариантов движения: с Троещины на Петровку по Московскому мосту, в центральной части города это можно сделать по бульвару Леси Украинки.
— А как вы себе это все представляете? Допустим, если на знаке будет написано, что по этой полосе ехать нельзя, не думаю, что богатых людей на джипах это остановит.
Нужно комплексно решать этот вопрос. Поэтому Киеву нужна своя служба, которая будет это контролировать. Я ее называю муниципальной милицией. Силами ГАИ поначалу мы не справимся. В следующем году мы начнем реализовывать проект «Муниципальная милиция», но в таком, скажем, полуфабрикате.
— Для этого же нужно законы изменять…
Пока не будет принят закон, мы будем использовать так называемую инспекцию. Есть еще один вариант – усиление административной ответственности для тех, кто заедет на отдельные полосы общественного транспорта. Но для этого нужно очень много видеокамер, чтобы фиксировать нарушителей, а такой технической оснащенности нет. То есть нужно решить эти вопросы, а потом отдельная полоса общественного транспорта заработает.
БОРТНИЧИ И МУСОРОСЖИГАТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД РЕКОНСТРУИРУЮТ НЕ СКОРО
— Еще при Черновецком городская власть обещала что вот-вот начнется финансирование реконструкции Бортнической станции аэрации и мусоросжигательного завода «Энергия». Годы идут, а финансирования нет. Как планируете решать эту проблему?
Это очень дорогостоящие проекты. Только на завод «Энергия» нужно порядка 700 млн гривен. Сейчас идет разработка технико-экономического обоснования, чтобы мы могли стать партнерами по Киотскому протоколу. Это выгодно, потому что для Киева это грантовые деньги. Эти средства не нужно будет возвращать. Другой вариант – кредитные ресурсы, которые когда-то окупятся, но кредит нужно обслуживать.
— Но все-таки, когда начнется эта реконструкция?
Следующий год даст ответ на этот вопрос. По Бортничам идет разработка проекта, «Киевводоканал» стал заказчиком этих работ. Проходят консультации в отношении привлечения дешевых долгосрочных средств, которые можно инвестировать в новые технологии. Бортническая станция аэрации – достаточно энергоемкий проект, поэтому окупаемость вложенных в нее средств — высокая. Убежден, что «Киевводоканал» может сам взять этот займ и в результате своей хозяйственной деятельности его вернуть.
— И когда ждать начала работ по обновлению БСА?
Модернизация на отдельных участках уже происходит, но это не то чего ожидают киевляне. Думаю, что масштабную реконструкцию можно начать в 2014 году, потому что без наличия проектной документации это — невозможно.
— Киевляне, к сожалению, регулярно проваливаются в ямы с кипятком. Что власть делает для решения этой проблемы?
Город решает эту проблему за счет денег «Киевэнерго». За два года инвестировано больше 400 млн гривен в обновление инженерных сетей, еще около 1 млрд — в обновление технологий. Процесс пошел, но инвестиции нужны огромные, потому что сети изношены и требуют массовой замены. Была накоплена информация, где наиболее аварийные участки теплотрасс и там их меняли. Смотрите, в этом году мы очень хорошо вошли в отопительный сезон и за короткий срок «включили» всех потребителей чего не было два года назад. Прогресс есть, но вопрос до конца не решен. На следующий год «Киевэнерго» формирует свой инвестиционный план, кстати, не только по замене инженерных сетей, но и по внедрению энергосберегающих технологий.
— А из городского бюджета что-то будет выделяться?
Мы выделяем очень незначительные суммы – 10-20 млн гривен.
— А почему?
Потому что нет возможности выделить те же 200 млн. Нужно строить детские сады, реконструировать дороги. Если «Киевэнерго» продолжит вкладывать каждый год по 200 млн. гривен в замену сетей, через несколько лет ситуация заметно улучшится.
ПОСЛЕ НОВОГО ГОДА ПОЛОВИНУ МАФОВ В КИЕВЕ СНЕСУТ
— Как вы думаете решать вопрос с МАФами. Как-то не верится, что городские власти не могут приструнить предпринимателей, которые незаконно устанавливают киоски.
До 2012 года МАФы вообще не приносили дохода в бюджет за то, что эти ларьки расположены на территории Киева. Это была коррупция. Мы начали с этим бороться и решили легализовать часть этого бизнеса, который понимает, что должен пополнять казну города. На льготных условиях мы легализовали шесть тысяч участников этого рынка. Предприниматели, чьи киоски стояли в положенных местах, то есть не на теплосетях или зеленых зонах, приходили в разрешительные центры и получали «добро» на свой бизнес. Все вместе они заплатили в бюджет 50 млн. гривен. До этого, данная сумма уходила в чьи-то карманы.
— Говорят, что всего в Киеве около 15 тысяч МАФов. Это правда?
Не знаю, кто-то говорит 10-12 тыс. Думаю, что 15 тыс ларьков все же нет. 6 тыс. легальных, а остальные мы точно уберем. Я не хотел обострять ситуацию перед праздниками, а вот после Нового года те киоски, которые стоят снесем. Считаю, что, например, в центре Киева вообще не должно быть киосков, это — позорище.
— А почему они тогда стоят в центре?
В этом году мы многие убрали. Теперь хотим сделать этот бизнес цивилизованным. Объявим конкурс, что, например, на такой-то улице можно поставить киоск. Но конкурс подразумевает, что обязательно должны платиться налоги, санитарное состояние – на уровне, киоски не должны стоять на инженерных сетях и архитектурный вид не уродовать. Этот конкурс пройдет в январе.
— Вот вы уже два года руководите городом, так почему нельзя было решить проблему МАФов раньше?
На первый взгляд она показалась мне проще, а оказалось, что эта проблема очень сложная. Мы предложили владельцам киосков платить в бюджет и дали гарантию, что в таком случае их никто сносить не будет. Но эти обязательства мы давали до 1 января 2013 года. Возможно, мы даже в ущерб каким-то нормам разрешали легализацию киосков. С 1 января по каким-то ларькам нужно пересмотреть отношение и переместить их. Вот при выходе из метро «Университет» из-за киосков людям пройти нельзя. Если владельцы МАФов заплатили налоги в 2012 году, это не значит, что мы не хотим навести порядок в 2013 году.
О ТОМ, КОГДА ДОЛЖНЫ ПРОЙТИ ВЫБОРЫ МЭРА КИЕВА
— В СМИ частенько начала появляться информация, что из-за разногласий с правительством, которые возникли после принятия госбюджета, вы написали заявление об отставке и можете подать его, если правительство не пойдет на встречу в вопросе увеличения бюджета Киева. Это правда?
Это слухи. Не писал, не подавал и не собираюсь.
— Вы не раз заявляли, что планируете баллотироваться на пост мэра Киева. Не изменили свою позицию?
Нет. Считаю, что у меня есть аргументы, как минимум претендовать на должность городского головы. Я пройду этап избирательной кампании. У меня есть программа развития города и уже что-то сделанное «за спиной».
— А как думаете, когда все-таки выборы мэра состоятся?
Знаю, что уже зарегистрирован соответствующий законопроект в Верховной Раде. И в этом, по моему мнению, есть логика, потому что в середине июня заканчивается каденция Киевсовета. В это время можно объявлять очередные выборы в городской совет. Как же их не совместить с выборами мэра? Это считаю правильно как с экономической, так и с политической точки зрения.
— Вы — член Партии регионов. Последние выборы в Верховную Раду показали, что за регионалов мало киевлян голосуют. А вы же хотите баллотироваться на мэра столицы.
Выборы в парламент – это стратегия развития государства. Политические силы идут со своими программами и это формирует отношение к ним избирателей. А местные выборы, это — другое. Те же дороги нужно асфальтировать, крышу нужно починить. Здесь работают другие программы. Есть примеры в Украине, когда люди по партийным спискам голосовали за одну партию, а городской голова приходил с противоположными позициями. Важно, чтобы была не просто теория, а и видение, как это сделать. Другое дело, как кому удастся это донести. Я буду стараться донести это до киевлян. У меня есть опыт, я четыре раза избирался.
— Где вы будете праздновать Новый год?
Уже традиционно приеду с семьей на Майдан Независимости. Мне это нравится. Новый год – это особенный праздник: все улыбаются, позитивно настроены, нет никаких политических лозунгов. В предыдущие годы 1 января я уезжал в Буковель кататься на лыжах. В этом году не поеду. Просто хочу выспаться и отдохнуть, пообщаться с семьей. Я попросил три дня отдыха после Нового года и мне разрешили.
— А кого вы просили, чтобы вам дали отдохнуть?
Согласно порядку, который существует, я должен получить разрешения, как и любой глава администрации, у Президента. Он все это согласовал.

Читайте также по теме