Марина Иванова
09:00 06/02/2016

А. Савченко: «Если курс гривны и стабилизируется — только вопреки политике НБУ и правительства»

По результатам последней недели января, украинская денежная единица возглавила перечень валют, которые наиболее девальвировали, потеряв около 2% и установив антирекорд 2016 на уровне 25,7 грн за доллар. Причинами падения курса, по мнению финансистов, является незначительное предложение валюты со стороны Нацбанка Украины, который стремится сохранить объем резервов до момента получения очередного кредитного транша от ключевого кредитора страны — Международного валютного фонда. В то же время, глава НБУ Валерия Гонтарева заявила, что гривна может еще больше обесцениться. О том, какие факторы влияют на стабильность нацвалюты, корреспондент ГолосUA узнавала у экс-замглавы НБУ Александра Савченко.

— Александр Владимирович, гривна все больше девальвирует. Есть ли выход из сложившейся ситуации?

— В условиях, когда происходит долгосрочное падение курса, выход один: усиливать кадрами экономический блок правительства и Национальный банк.

— Аналитики Bloomberg отмечают, что причиной падения курса является стремление НБУ сохранить объем резервов до момента получения очередного кредитного транша от ключевого кредитора страны — Международного валютного фонда…

— Дело в том, что можно поддерживать курс за счет адекватной монетарной и валютно-курсовой политики, а можно — за счет сжигания золотовалютных резервов. Но, в первую очередь, бизнесу и людям нужно предложить адекватную политику. Она должна быть современной, должна доказать, что Национальный банк интеллектуально, технически, политически и социально может ее проводить. Этот процесс может продлиться несколько недель, и только после этого будут результаты.

— Но в НБУ заявляют о предстоящей еще большей девальвации нацвалюты…

— Да, заявления г-жи Гонтаревой оборачиваются еще большим падением гривны. Это повторяется неоднократно и окончательно убивает доверие людей. Так же, как гривна падает после падения рубля (хотя все должно было бы происходить наоборот), так же она обесценивается и после заявлений Гонтаревой.

— Можно по-разному оценивать профессионализм руководства НБУ. Но, все же — почему появляются такие заявления?

— Одна из причин — отсутствие профессионализма. Вторая — наличие каких-то рекомендаций, указаний. Как экономист, могу сказать, что все прозвучавшее — неадекватно и профессионально неверно, такие вот заявления главы и руководства Национального банка. А ведь у НБУ есть еще и Правление , Совет, которые могли бы выступить по данному вопросу. Но они молчат — значит, их уровень соответствует уровню главы НБУ.

— Что происходит после таких заявлений? Какова будет «цепная реакция»?

— Происходит следующее: бизнес, инвесторы будут ожидать падение курса гривны, ее девальвацию, обесценивание. Они начнут закладывать это в свои финансовые планы, и, самое главное, в цены. Кто-то будет прогнозировать 27 грн. за долл., кто-то 28, кто-то — 30 грн. за долл. Затем они скорректируют свои планы по инвестированию, решат не вкладывать средства, если выручка — в гривнах, чтобы не понести убытки. Естественно, инвесторы шокированы такими заявлениями НБУ, не прогнозируемостью курса.

— Аналитики Bloomberg отмечают, что с начала года Украина не получила достаточно экспортной выручки, чтобы удовлетворить валютный спрос. Вместе с тем, они убеждены, что нынешняя девальвация может быть временной, «как только Украина получит средства МВФ, а рынок увидит сигналы финансовой поддержки стране, валюта должна укрепиться — до 24 грн за доллар». Согласны ли вы с этим прогнозом?

— Я, действительно, убежден, что во втором квартале текущего года начнут действовать факторы, благоприятствующие укреплению гривны. Среди них — поступление транша кредита МВФ, ожидаю его где-то через месяц. Вторым фактором является адаптация бизнеса и инвесторов к проявлению очередной безответственности в политике Нацбанка и экономического блока правительства. Ранее существовали ожидания, что произойдут реформы, сейчас их нет. Но жизнь продолжается, и экономика адаптируется даже к такой ситуации.

В-третьих, я все же ожидаю улучшения условий торговли, положительной ценовой динамики на наш экспорт и импорт — говорю о позитивном сальдо текущего счета. Кроме этого, финансовая и кредитная помощь после получения очередного транша МВФ может поступить и от других субъектов — США, ЕС, Японии. «Штрихи» этого мы можем увидеть во втором квартале.

Поэтому, думаю, гривна имеет шансы укрепиться: в первом квартале курс будет 26-28 грн. за долл. Во втором квартале наметится тенденция к стабилизации курса — 25-27 грн. за долл., но только при отсутствии непродуманных шагов со стороны правительства и НБУ. Так что, рынки даже могут вырасти — вопреки столь непродуманной политике. При этом, в первом квартале мы можем наблюдать незначительный экономический рост, в рамках 1% ВВП. Если это произойдет — станет поводом для инвесторов поверить в нашу экономику.

Читайте также по теме