А. Савченко: «Принятие закона о реструктуризации валютных кредитов — старт предвыборной гонки»

Как заявили в НБУ, из-за реструктуризации валютных кредитов по курсу 5,05 гривны за доллар банковская система понесет убытки на сумму около 100 млрд грн. Это приведет к массовому отнесению банков к категории неплатежеспособных, а также — к увеличению расходов Фонда гарантирования вкладов. О том, подпишет ли Президент принятый парламентом закон о реструктуризации валютных кредитов, корреспондент ГолосUA узнавала у экс-заместителя главы Нацбанка Ураины Александра Савченко.

-Александр Владимирович, как вы оцениваете принятие Радой закона о реструктуризации валютных кредитов?

-Как популизм. Депутаты этим законом не защищают права людей, взявших валютные кредиты, а пробуют начать предвыборную кампанию перед местными выборами. Я в этом убежден. Закон несовершенен и с юридической точки зрения, в нем содержатся несоответствия, противоречия Гражданскому кодексу, а также — многим другим законам. Он никчемен и с экономической точки зрения, ведь у государства нет ресурсов для его исполнения. Это — просто бумажка, ее можно просто смять и выбросить.

-Как вы считаете, Президент подпишет этот документ?

-Думаю, Петр Порошенко его ветирует. Это абсолютно ясно и необходимо. Но, к сожалению, проблема реструктуризации валютных кредитов после этого сохранится. Ее нужно решать.

-Кто этим обязан заниматься?

-Считаю, что это обязанность Национального банка. Эту проблему можно решить путем рефинансирования банков, выдавших валютные кредиты — для того, чтобы по компромиссному курсу их конвертировать в гривны или оставить в долларах и, например, «обнулить» процентную ставку до 0,5%. Это позволит выплачивать кредиты на протяжении ближайших лет, а банкам позволит выжить. Проблема может быть решена, условно, на протяжении десяти минут. Но — не парламентом. Верховная Рада не должна этим заниматься, не имеет права этого делать. Парламент обязан заниматься кадровой политикой Национального банка, чтобы поставить таких специалистов и в Совет, и в правление НБУ, которые могли бы эту проблему решить. Но, к сожалению, большинство депутатов занимается лишь пиаром.

-Почему, в таком случае, эта проблема до сих пор не решена Нацбанком?

-Существуют две основных причины. Первая — нехватка знаний, там работают люди, далекие от понимания техники и заданий Национального банка. Вторая причина состоит в том, что рефинансирование, дабы оно не перешло в девальвацию и инфляцию, нужно осуществлять за счет соответствующего уменьшения рефинансирования проблемных банков. Но рефинансирование проблемных банков, как правило, связано с определенной выгодой. А рефинансирование банков, выдавших валютные кредиты, повлечет за собой лишь улучшение ситуации у заемщиков. Традиционно, власть не интересуют люди, а только «комиссионные».

-Если Президент все же подпишет закон о реструктуризации валютных кредитов, какими будут последствия?

-Прежде всего, увеличится количество банков-банкротов. То есть, ускорятся темпы падения банков. Их будет не 10-15, как прогнозировалось ранее, а уже 20-30. К тому же, нужно будет выплачивать депозиты. В Фонде гарантирования вкладов денег нет, их начнут печатать. Все это приведет к инфляции, девальвации и дальнейшему уменьшению темпов ВВП. Падение ВВП ускорится.

-Как отнесется к реструктуризации валютных кредитов Международный валютный фонд?

-Конечно, МВФ будет против, и станет требовать ветирования этого закона. 

Читайте также по теме