А. Савченко: «Спасти финансовую систему страны просто, но это некому осуществить»

В последнюю неделю все чаще стали появляться новости о том, что НБУ признает один или сразу несколько украинских банков неплатежеспособными. При этом все попытки национального регулятора наладить ситуацию на валютном рынке, приостановить отток депозитов приносят очень слабый эффект. О состоянии украинской банковской системы и ее дальнейших перспективах корреспондент ГолосUA расспросила ректора Международного института бизнеса, экс-замглаву Нацбанка Александра Савченко.

-Александр Владимирович, как долго будет продолжаться отток депозитов из банков?

-Отток депозитов продлится до тех пор, пока Нацбанк не прекратит применять административные меры, касающиеся и снятия валютных депозитов, и обмена валют, и других ограничений. Как только Нацбанк начнет проводить адекватную монетарную, курсовую политику, внедрять правильные меры по контролю банков, отток депозитов уменьшится.

И, главное, нужно прекратить эмиссионную поддержку бюджета «Нафтогаза» и коммерческих банков.

-Но действия Нацбанка прямо противоположны тому, о чем вы говорите…

-Да, эту поддержку нужно именно прекратить. Более 200 млрд грн было выделенодля этих целей. Соответственно, бизнес и люди чувствуют, что это – «фиктивная» гривна, что новые деньги появились путем необеспеченной эмиссии. Все это приводит к инфляции, девальвации в банковском секторе. Это – проблема номер один.

-Что еще мешает стабилизировать финансовую систему страны?

—Проблема номер два – это вопрос ликвидации коммерческих банков. Согласно экономической теории, разовое уменьшение совокупных активов всех банков на 7-8% приведет к банкротству всей системы.

Поэтому, необходимо выводить коммерческие банки с рынка очень осторожно. И – предложив такую тактику: если банки можно спасти, но на них не находится покупателя (естественно, сейчас никто банки не покупает), их надо попросту передавать в государственную собственность. Их следует не поддерживать финансово, а на тендерных основах назначать команду профессиональных топ-менеджеров в такие банки. И давать им одно задание: через два-три года сдать этот банк «живым», получив свои 5% комиссионных.

-Это — своего рода концессия?

-Таким образом мы сможем сохранить 5-10 банков, которые должны будут закрыться в ближайшее время. Но это относится лишь к тем банкам, у которых «минусовый» капитал не очень велик, составляет 5-6%, не больше. Потому что у нас есть банки, в которых «минус» составляет 50%, а то и 100%.

-Как вы считаете, на каком расстоянии украинская банковская система от условной «красной черты»?

-Расстояние это очень мало, до той «линии», где она может остановиться, и Украина объявит дефолт.

Думаю, что есть некий план как вне, так и внутри Украины, чтобы дефолт произошел уже в будущем году. Это – плохая новость. Но хорошая новость состоит в том, что придется начать реформы в 2015 г, а не ждать 2020 г. Ведь это роскошь – думать, что у тебя есть время до 2020 года, чтобы проводить реформы. Они нужны немедленно, сейчас.

-Какие же реформы необходимы?

-Достаточно сделать довольно небольшое число определенных шагов, чтобы стабилизировать систему. Первый шаг – необходимо сделать так, чтобы в Украине стало больше долларов. Для этого нужно закрыть оффшорные зоны, эту «льготу» для олигархов, приостановить фиктивный экспорт, когда товары экспортируются, а валюта за них не заходит в страну. Далее, нужно приостановить и фиктивный импорт, когда, наоборот, доллары вывозятся и идет проплата, а товары не заходят в Украину. Такие меры существенно увеличат предложение доллара.

Второй шаг – Нацбанк приостанавливает эмиссионную, необеспеченную поддержку правительства «Нафтогаза» и коммерческих банков. Это уменьшит предложение гривны, тогда ее цена увеличится, доллар начнет «падать».

А чем меньше курс доллара, тем больше банков уцелеет. Потому что при курсе 13 (грн за 1 долл США – ред.) очень небольшое число банков сможет выжить.

И последнее: необходимо перейти к политике инфляционного таргетирования (комплексу мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля над уровнем инфляции в стране – ред.). Это значит – установить адекватный коэффициент роста цен. Считаю, что можно начать с 5% на следующий год, и установить фиксированную ставку Нацбанка по депозитам и кредитам. По депозитам – 6-7%, по кредитам – 8-10%.

-Что это даст?

-Если применить механизм инфляционного таргетирования, не только гривна стабилизируется, но и банки начнут кредитовать население. Как только возобновится кредитование, пойдет приток депозитов. Ведь не депозиты создают кредиты, а, наоборот, кредиты способствуют росту числа депозитов.

И в этом – решение вопроса. Видите, совсем немногое нужно сделать, чтобы не потерять контроль над ситуацией. Но это риторический вопрос, можно ли осуществить подобное при действующем экономическом блоке правительства, руководстве НБУ? У меня большие сомнения, что они пойдут даже на такие элементарные шаги…

Читайте также по теме