Во время вчерашнего заседания Кабинета министров премьер Николай Азаров наконец обратил внимание на рейдерские захваты, бушующие на протяжении многих лет на территории нашей страны. По его словам, в связи с этим была возобновлена деятельность Межведомственной комиссии по вопросам противодействиям незаконным поглощениям и захватам предприятий во главе с первым вице-премьером Андреем Клюевым. Глава правительства также признал, что ряд чиновников, стоящих у власти, не занимаются пересечением деятельности рейдеров, а напротив — потакают им. Как и в любом другом заявлении, Азаров пообещал, что само явление будет ликвидировано, а виновные получат по заслугам.
О причинах возобновления разговоров о рейдерстве на таком высоком уровне, а также о том, смогут ли власти исполнить свое обещание и побороть это негативное явление и почему это не было сделано ранее, ГолосUA решил спросить у директора Антирейдерского союза предпринимателей Украины Андрея Семидидько.
-
Андрей Андреевич, почему именно сейчас Азаров решил поднять эту тему?
-
Очевидно, свою лепту в возобновление разговоров, внесла передача американскими и английскими компаниями чиновникам Евросоюза материалов по фактам пятидесяти захватов предприятий с иностранными инвестициями в Украине и дальнейшее реагирование со стороны ЕС. То есть заявление Азарова является реакцией на международное давление. Кроме того, еще одним фактором является то, что начинается волна передела собственности в земельной и аграрной сфере. Спекулятивный капитал сейчас вливается в аграрный сектор украинской экономики, поэтому сейчас под ударом находятся арендаторы сельскохозяйственной земли и предприятия, перерабатывающие сельскую продукцию. А властям необходимо наконец показывать какой-то инвестиционный климат в нашей стране, потому что мы по всем критериям условий для ведения бизнеса, опустились до уровня Гондураса или Бангладеш. Это же страны, в которых была гражданская война, у нас ее нет, но мы находимся на таком же уровне по возможностям заниматься бизнесом.
-
А что мешает повысить привлекательность страны и побороть рейдерство?
-
Эти факторы сидят в Кабинете министров, государственных администрациях, прокуратуре и правоохранительных органах. За годы деятельности Антирейдерского союза предпринимателей через нас прошло более 800 случаев конфликтов. Мы ведем базу по рейдерским захватам, по физическим и юридическим лицам-участникам этих противоправных действий и можем утверждать, что в каждом первом случае (даже не в каждом втором) задействованы чиновники, работники администраций, правоохранительной системы или же представители крупного бизнеса.
-
Но ведь действует закон о противодействии незаконным захватам и поглощениям предприятий?
-
Закона, как такового нет, вносились изменения в Уголовные кодексы и пр. Изменения, которые принимаются, носят двойственный характер. Напомню, что недавно, под лозунгом упрощения условий ведения предпринимательской деятельности, была отменена обязательная регистрация разрешения на изготовление печати. Ранее необходимо было при открытии предприятия или утери печати, получить разрешение в разрешительной системе МВД на изготовление печати. Сейчас эта норма как обязательное требование, отменена. Фактически, можно изготовить эту печать без согласования с МВД, а государственной администрации при внесении в реестр «нового» директора, сообщить о том, что мы, якобы, утеряли учредительные документы предприятия. Таким образом, «новый» руководитель с этой «новой» печатью, приходит забирать собственность, а власть рапортует, что эти изменения упрощают жизнь предпринимателям, то есть ситуация двойственная. Ранее были также внесены изменения в Уголовный кодекс в части захватов предприятий, но там говорилось о физическом захвате зданий, то есть последней стадии рейдерства. А подготовка к захвату, получение судебных решений, возбуждение уголовных дел на собственников или учредителей и вмешательство в хозяйственную деятельность — этих изменений не было. Хотя наше законодательство спокойно позволяет привлечь организованную преступную группу, которая занимается подготовкой и реализацией плана по захвату предприятия, к уголовной ответственности. Это все предусмотрено в Уголовном кодексе, все есть, просто отсутствует политическая воля.
-
Как вы думаете, власти в целом заинтересованы в реальной борьбе с рейдерством, или это явление в каком-то плане им выгодно?
-
Это сложный вопрос. Было бы желание, и рейдерство, как явление, было бы пресечено. Отвечу вопросом на вопрос: у власти есть желание побороть коррупцию? Рейдерство — это одна из производных коррупции, потому что оно зависит от вынесения неправомерных решений в судах, коррупционных действий сотрудников прокуратуры и МВД по возбуждению уголовных дел против собственников предприятий. Так у государственных чиновников есть желание побороть коррупцию? Наверное, желание есть, но воля и инструменты отсутствуют.
-
Так какие же инструменты нужны для этой борьбы?
-
Нужны четкие, прозрачные условия ведения бизнеса в нашей стране, четкая ответственность за вмешательство в хозяйственную деятельность со стороны работников фискальных и правоохранительных органов, внесение в законодательство норм о государственной защите собственника, персональной ответственности чиновника за его противоправные действия, прозрачной регистрации прав собственности. Опять же, информация в БТИ и земельном кадастре должна быть открытой, чтобы каждый человек, зарегистрировавшись, мог увидеть, кому принадлежит конкретный объект недвижимости или земельный участок и если они завтра меняют собственника, то чтобы можно было об этом узнать вовремя и успеть предпринять меры. Всю эту «деятельность» пресечь можно, было бы желание политического руководства страны и была бы дана команда «фас», ведь отслежены уже все рейдерские группы и их активные участники.
-
По вашему мнению, правительству удастся побороть рейдерские атаки с помощью комиссии, возглавляемой Клюевым?
-
Я уверен, что это скорее будет самопиар для власти, потому что комиссия по борьбе с рейдерством сосредоточится на решении не тех вопросов. По нашему опыту участия в деятельности предыдущих Межведомственных комиссий, они будут заседать редко и рассматривать какие-то стратегические вопросы или же – «ситуации с предприятиями, имеющими стратегическое значение для экономики Украины» — как это было прежде. Но ведь самый большой прессинг у нас идет на малый и средний бизнес, а они это рассматривать, скорее всего, не будут.
-
Можно ли предположить, что каждый украинский предприниматель когда-нибудь перестанет бояться за свой бизнес?
-
Знаете, обеспечение безопасности своего дела, своего предприятия — это собственная функция предпринимателя. Главное — не передавать кому-то право себя защищать, ведь можно таким образом и случайно отдать кому-либо, право заниматься твоим бизнесом. Конечно, хочется верить, что когда-нибудь, когда закончится третий передел собственности в промышленности и хотя бы второй передел собственности в аграрной сфере и рынке земли, можно будет проснуться и сказать, что рейдерства нет.