В каком состоянии находятся киевские дороги? Какой объем работ успели выполнить в «Укравтодоре» за минувший сезон? Сможет ли общество проконтролировать, на что будут потрачены 560 миллионов долларов выделенных Всемирным банком и к чему приведет реформа «Укравтодора»? На этот и другие вопросы в интервью ГолосUA отвечал директор «Института города» Александр Сергиенко.
— Александр Иванович, как вы считаете, почему активный ремонт дорог в Киеве начали проводить именно осенью, тогда как собирались начать его еще весной? Или это был не более чем пиар перед местными выборами?
— Вы заблуждаетесь относительно того, что активный ремонт начался осенью. Весной было опубликовано распоряжение КГГА о ремонте дорог, были проведены конкурсы, и был определен перечень улиц, где будет делаться капитальный ремонт, а также информация о том, какие подрядные организации будут выполнять работы.
— Какую часть дорог в Киеве успели отремонтировать за весну-осень 2015 года?
— Из значительных достижений в этой сфере я могу назвать полную реконструкцию стратегически важной для Киева улицы Газопроводной, где были снесены гаражи, с 2-х до 4-х полос расширена проезжая часть. Раньше это была самая «убитая» дорога в Киеве, а сейчас – это очень удобная магистраль, которая связывает Большую Окружную дорогу, выезд на Старую Варшавскую трассу с Виноградарем и дальше – с дорогой на Левый берег. Второй знаковый объект – это реконструкция трамвайного переезда на площади Победы. Причем за 25 лет у нас не было проведено ни одной реконструкции переездов через трамвайные линии.
— На сегодняшний день, как вы считаете, какую оценку можно поставить столичным магистралям и дорогам?
— Понимаете, эта оценка, она же создавалась в течение 20 последних лет. Предыдущая власть занималась ямочным ремонтом. Исключение составляют подготовка к Евро-2012, когда были потрачены огромные деньги. Только сейчас выясняется, что на одной реконструкции проспекта Бажана были украдены сотни миллионов. Исключая этот момент, власть практически системно не занималась ремонтом дорог в городе.
— На днях Всемирный банк одобрил выделение 560 миллионов долларов на ремонт украинских дорог. Министр инфраструктуры заявил, что ремонт будет проведен по всей протяженности трассы М-03 (Киев-Харьков), после проведения ремонта она станет трассой 1-й категории. Как вы считаете, хватит ли денег, чтобы построить дороги европейского качества?
— Что касается европейского качества: на эти деньги можно построить только определенное число километров дороги. Причем, в зависимости от сложности рельефа, на строительство уходит разное количество денег, которое может отличаться в 5 раз. От 1 миллиона евро до 5 миллионов евро или даже больше. Во-вторых – европейского качества дорога у нас уже есть. Она построена к Евро-2012 от Киева в сторону западной границы.
— А трассу Киев-Одесса нельзя назвать дорогой первой категории?
— Сейчас она потеряла свое значение в качестве. Там требуется капитальный ремонт на нескольких участках со значительными вложениями.
— В «Укравтодоре» пообещали ввести особую отчетность перед гражданами за деньги, потраченные на ремонт дорог. Где можно будет посмотреть соответственную информацию?
— Это все требования, как законодательства, так и европейских стандартов, такая практика считается общепринятой в Европе. Сейчас многие министерства открывают свои, так сказать, «кухни». К сожалению, раньше эти тендеры были непрозрачными. Если они действительно сделают так, как обещают, это будет большой плюс. Когда при оглашении тендера все общество и эксперты будут видеть участников, понимать, кто собственники этих компаний, видеть суммы, которые выделяются и объемы ремонта, то, конечно, украсть будет труднее. Конечно, у дорожников есть свои методы, но если вводится процедура внешнего независимого аудита, когда контролируется качество строительства или капитального ремонта дороги, то украсть становится намного труднее. Мы это наблюдали в Киеве в прошлом году, когда ремонтировали проспект Победы. Там постоянно присутствовала компания-аудитор, которая просто брала пробы новой дороги и контролировала, правильно ли соблюдается технология.
— Насколько успешно идет подготовка к зиме, и с какими проблемами киевлянам придется столкнуться?
— Есть несколько стандартных составляющих. Это, естественно, закупка техники – в Киеве она и в прошлом, и в этом году производилась в установленном порядке. Это также завоз соли и песка, все это тоже делают.
— Какие нововведения предполагает реформа «Укравтодора»? Есть информация, что из 17 миллиардов километров дорог, которые есть в Украине, 51 тысяча километров дорог останутся под ведением «Укравтодора», так как это – дороги государственного значения. О чем идет речь, не могли бы вы рассказать подробнее?
— Речь идет о том, чтобы отдать дороги областного значения в управление областной власти. Для того чтобы власть области не кивала на Киев, не говорила, что Киев не дает денег на ремонт дорог, все деньги, которые распределяются на ремонт дорог в области, отдаются именно областным властям. И теперь за состояние дорог будет отвечать областная власть. А в распоряжении «Укравтодора» действительно останутся дороги государственного значения – это европейский транспортный коридор.
— В чем суть реформы? Повлияет ли она в итоге на качество дорог?
— Если у общества, у областной громады, есть претензии к качеству дорог, то им нужно теперь обращаться в свой областной центр, к своей областной власти, а не в Киев.
— То есть, это часть децентрализации в некотором роде?
— Да. В определенном смысле это, – в духе процесса. Это общеевропейский принцип, так называемой, субсидарности, когда выполнение функций и полномочий передаются на тот уровень, где они исполняются более эффективно.
— Эта реформа уже введена или ее еще только собираются ввести?
— Я не знаю конкретной даты, возможно, ее введут уже в новом бюджетном году, но эта реформа была анонсирована около двух месяцев назад «Укравтодором» и Министерством инфраструктуры, так что это уже, как говориться, вопрос решенный.