С 1 июля в Украине вступает в силу закон «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме», который, по словам спикера Верховной Рады Владимира Гройсмана, «полностью разрушит монополию» ЖЭКов. Александр Сергиенко, директор аналитического центра «Институт города», рассказал ГолосUA, чего стоит ждать владельцам простых квартир в связи с новым законом.
— Александр Иванович, расскажите о недостатках закона...
— Когда ЖЭК находится в коммунальной собственности, то местная власть, тем или иным способом, несет ответственность за его работу. Этим законом государство просто хочет переложить на людей ответственность за содержание жилищного фонда. Этот закон — калька с российского закона 20-летней давности, который благополучно провалился. Логика его такова: либо община создает ОСМД, либо местная власть назначает вместо жилищно-эксплуатационной конторы управляющую компанию, которая будет занята содержанием дома и обслуживанием придомовой территории. Российский опыт показал, что 99% домов не перешли на механизм ОСМД. Оно и понятно: ОСМД есть смысл создавать людям, вложившим реальные средства в покупку жилья. Что касается граждан, которые получили квартиры в порядке очереди и за счет государства, то они лишены психологии собственника. Они априори не имеют ни финансовых, ни психологических ресурсов, чтобы взять на себя ответственность за содержание дома. Они привыкли, что есть ЖЭК, о них заботятся. То есть самоорганизоваться они по определению не могут.
Неоднократно я был свидетелем собраний жильцов, на которых выносился вопрос о создании ОСМД. Многие жильцы, особенно преклонного возраста, услышав о том, что им в рамках объедения надо будет вносить свои квартиры на баланс нового юридического лица, наотрез отказывались это делать.
— Существовали ли предпосылки для этого закона? Почему этот закон появился в правовом поле?
— Необходимость его принятия была включена в коалиционное соглашение. Однако хочу напомнить, что в стране работала Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства до 2015 года. Она была запущена еще при прежнем руководстве страны и предполагала доведение в Украине количество ОСМД до 70% от общего объема жилищного фонда. Как вы понимаете, она провалилась. Отсюда логический вопрос: если программа не нашла публичного отклика, то почему должен заработать закон. Это фантастика. Повторюсь: пока человек сам не купить за собственные деньги квартиру у нас не произойдет тотальная ОСМДизация.
— С какими еще трудностями столкнутся простые жильцы в свете нового закона?
— Мы прекрасно знаем о техническом состоянии наших домов: они требуют перекладки старых труб и замены внутренних коммуникаций. Зачастую многие жилые объекты не видели капитального ремонта на протяжении 20 лет. Кто будет это делать? В законе о ОСМД очень расплывчато прописан пункт о том, что первый капитальный ремонт дома, переходящего в управление ОСМД, будет осуществлен за счет государства.
Из-за отсутствия конкретики эту норму местная власть может просто проигнорировать. Она будет постоянно кормить жильцов отговорками о том, что денег нет или просто произведут побелку потолков и покраску лестничных пролетов, оставив без внимания старые трубы, электропроводку, крыши и подвальные помещения. То есть этот вопрос в законе не прописан.
— Согласно закону, если в течение года жильцы не определятся с формой управления, то местные власти получают право самостоятельно объявить конкурс на избрание управителя жилого объекта. Таким образом, на рынок зайдут управляющие компании. Какие риски несет этот процесс?
— Эти компании будут напрямую заключать договора с владельцами квартир и тут местная власть умывает руки и отходит в сторону. Когда дома перейдут в управление компаний, жаловаться будет некому. Позиция государства будет следующей: между жильцом и фирмой установлены договорные отношения, и все проблемы должны решаться в этих рамках без вмешательства властей. Сегодня, к примеру, киевлянин, может позвонить на городскую горячую линии 1551, написать Петру Пантелееву (заместитель главы КГГА – Ред.) или обратится к начальнику ЖЭКа. Благодаря этим действиям можно добиться эффекта, получить резонанс. Приход управляющих компаний нивелирует эту возможность. Плюс ко всему, опасность управляющих компаний будет состоять в том, что они, располагая штатом юристов и имея доступ к департаментам и службам местной власти, смогут навязать свой тариф (квартплату, ее размер устанавливает местная власть – Ред.). Кроме того, нет уверенности в том, что сам конкурс по выбору управителя будет публичным и прозрачным, а жильцам не навяжут определенное юридическое лицо. Понятно одно, что с приходом управляющих компаний люди все равно будут по инерции обращаться к властям и винит ее во всех бедах.
— Сама идея ОСМД имеет недочеты?
— В условиях объедения могут, конечно же, возникать конфликты между отдельным жильцом и управителем. Чаще всего они возникают из-за разногласий, связанных с учетом и контролем потребления услуг ЖКХ. Несогласные с позицией управителя потребители обращались в профильное министерство, жилищно-коммунальную инспекцию, в управление защиты прав потребителей и городскую администрацию. Но их усилия оказывались тщетными: отовсюду к ним приходил один и тот же ответ – у вас есть ОСМД и это ваше внутреннее дело, выносите его на общее собрание и самостоятельно решайте эту проблему.