В сентябре Президент подписал закон, согласно которому японская компания JICA предоставит Украине кредит для модернизации Бортнической станции аэрации. Размер кредита – 108 миллиардов иен или 900 миллионов долларов, он предоставлен на очень выгодных условиях сроком на 40 лет. Будут ли эти деньги потрачены по назначению и как скоро жители Левого берега перестанут задыхаться от ядовитых паров? Об этом в интервью ГолосUA рассказала директор аналитико-исследовательского Центра «Институт города» Александр Сергиенко.
— Александр Иванович, скажите, как быстро, по вашему мнению, смогут произвести реконструкцию Бортнической станции аэрации?
— На самом деле, все три очереди Бортнической станции аэрации – а это очистительные сооружения и иловые поля – и морально и физически устарели. Поэтому первое, что необходимо сделать – это провести замену очистительного оборудования. Для этих целей японская компания выделила Украине кредит 900 миллионов долларов. Но есть и другая проблема: надо что-то делать с иловыми полями. Там накопилось около 10 миллионов кубов ила, и никто не знает, что с ними делать. Есть разные предложения, но какой вариант выберет мэрия — пока неизвестно.
— То есть, решение этой проблемы не входит в проект реконструкции?
— Собственно, проект реконструкции еще не опубликован. Но то, что по факту достигнута договоренность о реконструкции – это уже хорошо. Сказать, что модернизация существенно улучшит ситуацию на Бортнической станции аэрации и в окрестностях — это ничего не сказать. Потому, что, благодаря японским технологиям, такую воду можно будет едва ли не пить после очистки.
— Вам известно, что за компания будет заниматься реконструкцией?
— Нет, пока этих сведений нет. Но напомню, что кредит, выделенный на реконструкцию — правительственный. Как правило, если такие кредиты предоставляются, то предполагается, что значительная часть этого кредита должна быть реализована именно местными японскими компаниями. Это обычная международная практика.
— Каким именно образом?
— Японская компания предоставляет кредит, разрабатываются проекты, объявляется конкурс. Одна из японских компаний победит в конкурсе и будет реализовывать проект. Но понятно, что они не повезут сюда рабочих, каменщиков и так далее. Здесь, в Украине, японцы будут нанимать субподрядчиков, и реализовывать этот проект.
— Раньше вы говорили о том, что Киеву недостаточно одной станции аэрации, поэтому необходимо строить еще одну?
— Действительно, сегодня с Правого берега перекачиваются все канализационные воды на Левый берег Днепра. Это не очень логично. Возможно, во времена Советского Союза, это можно было себе позволить (первая очередь Бортнической станции аэрации была сдана в 1965-м году). Но сейчас это слишком затратно. Во всех крупных европейских городах существует минимум по две таких станции. Если одна вдруг останавливается на профилактику или ремонт, то продолжает работать другая. Поэтому, в повестке дня уже давно стоит строительство второй очистительной станции, но на Правом берегу. Насколько мне известно, для нее зарезервировано место в новом Генплане, вопрос только в том, чтобы найти средства на строительство.
— Насколько серьезно в городе относятся к этой идее?
— В тех предложениях, которые обсуждались месяц назад на депутатских слушаниях с участием общественности, и в проектах Генплана это строительство прописано.
— Это будет Генплан-2020 или Генплан-2025?
— Формально он назван Генплан 2020 года, но сами разработчики в сопровождении к нему написали, что в наше время Генплан должен перманентно обновляться.
— В ходе заседания Верховной Рады министр финансов Наталия Яресько заявила, что из средств, которые выделила нам Япония (900 миллионов долларов), Минфин выдаст субкредит ПАО «Киеводоканал». ПАО «Киевводоканал» будет обслуживать, и погашать этот кредит за счет поступлений от плательщиков коммунальных услуг. Как вы считаете, сможет ли ПАО «Киевводоканал» обслуживать этот кредит – сопоставимы ли суммы, что поступают от плательщиков за коммунальные услуги и тех процентов, которые придется выплатить?
— Там мизерный процент, 0,1% на первые 10 лет. Вы понимаете, во всем мире именно так и происходит. «Киевводоканал» — должен быть нормальной коммерческой компанией, которая будет за счет собственной деятельности погашать свои кредиты. Заданный вопрос — больше к менеджменту «Киевводоканала»: справится ли он с этим? Водоканалы и теплокоммунэнерго сегодня устанавливают те тарифы, которые им заблагорассудится. Я считаю, что нужно менять затратный принцип установления тарифа.
— Есть ли гарантии, что выделенные средства будут использованы по назначению, а не канут в Лету, как это часто происходит у нас в государстве?
— Гарантий нет, скажу вам честно. Единственная гарантия, которая может быть — это всесторонний контроль. Со стороны правительства, со стороны городских властей. Но, самое главное, — со стороны общественности. Поскольку «Киевводоканал» провозгласил, что он — публичная акционерная компания, то вся его документация должна быть открыта, как это делается в цивилизованных странах. Раньше это было коммунальное предприятие, теперь оно стало публичным, и там есть большая доля акций, принадлежащих обществу. Понятно, что деятельность такой компании должна быть полностью открыта. Все конечные владельцы должны быть известны, все перечисления средств, все должно быть проверяемо.
— Как именно общественность может осуществлять контроль?
— На Западе, к примеру, есть даже благотворительные общественные организации, которые занимаются контролем. Они существуют на пожертвования граждан и профессионально проверяют деятельность таких вот больших компаний, тестируют продукцию, и так далее. Если у нас в Украине удастся наладить такой общественный контроль, и заставить, так называемые, «публичные» ПАО «Киевэнерго», ПАО «Киевводоканал» открыть все свои бумаги, все движения денежных средств и технические операции, это станет единственной гарантией контроля использования денег.