С 1 апреля в Украине резко возрастут тарифы на газ и тепло для населения. По словам министра социальной политики Павла Розенко, новая система субсидий позволит украинцам оформлять их без контакта с чиновниками. А количество семей, имеющих право на них, составит 3,5-4 миллиона, против нынешнего показателя в 1,1-1,2 млн семей.О «плюсах» и «минусах» предлагаемой правительством системы субсидий корреспондент ГолосUA беседовала с директором аналитического центра «Институт города» Александром Сергиенко.
— Александр Сергеевич, можно ли сказать, что новая система субсидий лучше прежней?
— Министр еще пару недель назад говорил о новой системе субсидий на Кабмине. Несколько дней назад правительство приняло соответствующее постановление. К сожалению, расхваливая новую систему, министр выдает желаемое за действительное. В предложенной модели, наряду с «плюсами», о которых он говорит, есть и много «минусов», перечеркивающих позитив.
— Уточните, пожалуйста…
— До сих пор действует закон №1198, принятый примерно год тому назад и определяющий, что плата за централизованные услуги теплоснабжения будет насчитываться только в отопительный сезон. Если этот закон не отменен, нет и смысла назначать субсидию на 12 месяцев. Ведь в отопительный сезон платежи резко возрастают, как для тех, что получает централизованное теплоснабжение, так и у тех, кто сам отапливает газом свое жилье. А таких людей у нас — 40%. В этот период украинцы будут платить, самое малое, по 720 грн., если не получат субсидию.
С наступлением лета эта сумма уменьшится. Представьте ситуацию, когда человек придет в это время за субсидией, и ее насчитают с уменьшенной суммы. А потом наступит отопительный сезон, но субсидия-то не увеличится! Это — первая «нестыковка».
— То есть, всем людям в мае нужно срочно бежать за субсидиями?
— Вероятно. Но сейчас довольно тепло, и может случиться так, что до 1 апреля отопление отключат. И с чем, с какой суммой люди пойдут за субсидиями?
— Существуют ли другие «нестыковки»?
— Да. Есть «разрыв» между реалиями и «фантазиями» господина министра, при всем уважении к нему. Вторая «нестыковка» — 409 постановление Кабмина, принятое в прошлом году. Ним вводятся социальные нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг при получении субсидии. Таким образом, людей «переселяют» из их реальной квартиры в условную, виртуальную, где они и моются меньше, и тепла меньше получают. И живут не на реальной площади, а в условной математической модели.
Этим постановлением утверждены нормы холодного водоснабжения в размере 2,4 куба воды на человека. В реальности киевляне, например, получают платежку на 5,5 кубов, у кого нет счетчика. На разницу субсидия не положена. По горячей воде то же — на 1,6 кубов положена субсидия, а на почти 2 куба — нет. Это — просто глупость, и сработало бы только в случае, если бы в каждой квартире был счетчик.
— Сколько киевских квартир не оснащены счетчиками?
— Большинство. Счетчики есть в 426 тыс. квартир из 1 миллиона.
Субсидии нужно давать на реальные квартиры, в которых живут люди, а не на какие-то фиктивные, «математические». Ведь, по статистике, 2/3 получателей — одинокие пенсионеры. Их никуда из дома не выселишь. К тому же, раньше на человека полагался 21 метр жилплощади, а сейчас 13,65. Я знаю программистов, которые разрабатывали новую систему субсидий, долго спорил по этому поводу с ними. Но, видимо, они получили такое задание.
— Какие еще «подводные камни» есть в этом вопросе?
— Главная проблема — кто получит эти субсидии. Это, на самом деле, не малоимущие, а, наоборот, самые богатые — т, кто владеет облгазами, тепокомунэнерго, водоканалами, собственники этих предприятий, монополисты. Ведь суть происходящего от смены названия не сменилась: раньше это назвалось дотациями из госбюджета, погашением разницы в тарифах. Сейчас это просто назвали «субсидией». Людям только бумажку на руки дадут, а деньги пойдут монополистам.
— Возможно, средства госбюджета, выделенные на субсидии, следовало бы направить на установку счетчиков?
— Верно, субсидии не решают проблему энергосбережения, сокращения потребления газа. Для этого нужны, во-первых, стимулы. Да, стимулы дали — новые цены могут сослужить эту роль, но возможностей нет.
Если бы субсидию дали малоимущим деньгами или каким-то кредитом в банке, чтобы люди за эти средства могли купить стеклопакеты, установить новые батареи, счетчики горячей и холодной воды, обеспечить все дома общедомовыми счетчиками тепла — тогда бы эти субсидии пошли на пользу и людям, и государству. Это — путь экономии. Но если нет элементарных счетчиков, о какой экономии может идти речь?
А правительство, вместо того, чтобы направить свою энергию на термомодернизацию и экономное использование природных ресурсов, отправляет деньги в карманы монополистов.
— Как вы считаете, будут ли люди массово обращаться за субсидиями?
— Конечно, будут. Что вызовет большую нагрузку на отделения соцзащиты, или кто там этим сейчас занимается. Но поможет это мало. Например, в Запорожье, видимо, «чистюли» великие живут — им местная власть установила норматив 12 кубов воды, холодной плюс горячей. А люди смогут оформить субсидию лишь на 4 куба, за 8 кубов будут платить на общих основаниях. Вместо того, чтобы сделать повышение постепенным, украинцам устроили шок, а «соломку» не «подстелили».