А. Сергиенко: «Отказ платить по новым тарифам может стать молчаливым протестом населения»

Резкое подорожание коммунальных тарифов больно ударило по карману украинцев. Это и понятно, ведь зарплаты и пенсии заморожены, а цены на коммуналку поползли, а вернее даже, рванули вверх. Зреют коммунальные бунты, людям невмоготу нести столь непосильный груз. А чиновники тем временем отмалчиваются. Им удобнее позиция страуса – голову в песок и хоть трава не расти. На вопросы ГолосUA по злободневной «коммунальной» тематике ответил директор Института города Александр Сергиенко.

— Александр, как, на ваш взгляд, можно объяснить «патовую» ситуацию с тарифами ЖКХ, когда цены за услуги подняли до небес, а батареи в квартирах остаются холодными?

— Батареи холодные, а цены горячие. Вы знаете, в физике твердого тела есть разница температур – один конец холодный, а другой горячий – из-за чего возникает напряжение. Вот так и в обществе происходит — батареи, пенсии и зарплаты заморожены, а цены и тарифы вместе с курсом доллара взлетают. Вот и возникает разница температур, которая очень опасна как для физического тела, так и для социального тела, для общества. Возникает сильнейшее напряжение, которое чревато… Президента и премьера уже освистали на День Достоинства и Свободы во время возложения цветов к мемориалу «Небесной сотни». Толпа встретила Петра Порошенко криками «Позор!»… Если так пойдет и дальше, то мы получим уже жилищно-коммунальную революцию и тарифный Майдан. Вот чем все это может закончиться. Хотя возможна и другая форма молчаливого протеста – люди просто перестанут платить за какие-то услуги.

— Такое тоже возможно?

— Конечно. Вот, например, на днях мне пришла платежка – на двоих человек насчитали больше 10,5 куба. А по нормативу должно быть 3,5 куба. Я позвонил в ЖЭК. Кстати, там стоит большая очередь — забит весь коридор, люди пришли именно с таким вопросом, как у меня. И все потому, что у людей нет счетчиков учета воды, поэтому по нормативу на них начисляют все потери, которые происходят – по дороге от общедомового счетчика до крана. Любая утечка, в подвале что-то протекает, трубу прорвало, кран капает, унитаз неисправен, протекает, — все это берется и тупо разбрасывается на тех людей, у которых нет счетчиков. У одного может течь вода, а за него будут платить все остальные.

— Скажите, когда, наконец, у нас появится прозрачность в начислении тарифов?

— Прозрачность у нас есть. Пожалуйста, заходите на сайт НКРЕКП (Комиссия по госрегулированию в сфере энергетики), там, сделав несколько шагов, заходите в расчеты тарифов по любому Теплокоммунэнерго в области или в городе, и видите результат. Однако дело в том, что методика начисления этого тарифа такова, что в тариф закладываются все валовые затраты предприятий, то есть, предприятия ставятся в абсолютно антиэкономические условия существования и работы.

— Поясните, как это происходит…

— Если любое нормальное предприятие в условиях конкуренции снизит себестоимость продукции, то здесь наоборот – предприятие заинтересовано повысить себестоимость своей продукции, потому что у него там определенный процент прибыли заложен, и поэтому чем больше затраты – тем больше прибыль. В результате получается, что предприятие заинтересовано накручивать свои затраты. На участок работы, которую, к примеру, могут делать двое человек, ставят 20 человек. И увеличивают эту составляющую в 10 раз. И таким образом поступают везде, где только можно. Выгодно покупать не самое дешевое сырье, а самое дорогое. Запчасти, комплектующие закупать выгодно не дешевые, а дорогие. И тому подобное.

— То есть, экономить этим предприятиям невыгодно?

— Так точно. Это антиэкономический подход. В цивилизованных странах природных монополистов все ограничивают – просто им ставят некую планку и говорят: «Ребята, вы что хотите, то и делайте, но выше этой планки не подниматься». И тогда они начинают снижать себестоимость, тем больше они ее снизят – тем больше у них будет прибыль. Разница между себестоимостью и этой планкой – это у них прибыль. В отличие от цивилизованных стран у нас вообще происходят парадоксальные вещи. У нас Президент издает указ об обеспечении населения Украины украинским газом, а украинский газ стоит 60-70 долларов за кубометр. А нам вместо того, чтобы снизить тарифы, нам их повысили в три раза, хотя цена российского газа осталась примерно на том же уровне.

— Здесь какое-то противоречие…

— Мягко говоря. Российский газ не повысился, нам предлагают использовать украинский газ — почему в таких условиях тариф на отопление возрастет в три раза?!

— У нас уже начинаются тарифные бунты. Так, жители Одесской области на днях перекрыли трассу Одесса – Рени из-за подорожания тарифов на водоснабжение.

— Когда мозгов не хватает – получается такая вот взрывоопасная ситуация. Несомненно, точка кипения в обществе будут нарастать. А вот когда придут новые платежки на тепло в декабре за ноябрь, то мало уже никому не покажется…

Читайте также по теме