Как сообщил министр социальной политики Украины Андрей Рева, количество субсидиантов в Украине увеличилось почти в четыре раза, количество отказов при этом – увеличилось в два раза. По словам Ревы, главная причина, по которой могут отказать в субсидии, – одноразовое приобретение определенного товара на сумму от 50 тысяч гривен. "При росте количества субсидиантов с 1,7 миллиона до 5,5 не должно ли было вырасти и количество тех, кому откажут? Увеличениеколичества субсидиантовпроизошло почти в четыре раза, а рост отказов – в два раза. Это приемлемый показатель", – считает министр. О том, почему украинцам чаще стали отказывать в предоставлении субсидий, корреспондент ГолосUA узнавала у директора “Института города” Александра Сергиенко.
— Александр Иванович, как можно оценить статистику по росту отказов в предоставлении субсидий, озвученную министром социальной политики?
— Это Рева сказал, но я еще не видел статистики. Мне кажется, он немного напутал. У них в министерстве есть внутренняя статистика, есть и официальные государственные показатели.
— Они как-то отличаются между собой?
— Да, отличаются.
— Почему?
— В Госстате свои статистические формы, у министерства — свои. Я по этому поводу недавно спорил с Розенко (вице-премьером — ред.) в ФБ. Есть задержка в предоставлении субсидий, все, что пока не дали нельзя считать отказом, в этом они, безусловно, правы. Но сам факт, что в мае субсидии предоставили всего 51% тех, кто на них подали, говорит о многом.
— А почему так случилось? Какими могут быть причины?
— Какими бы не были причины, как правило, процент отказов в субсидиях должен быть стабильным, несмотря на то, больше или меньше людей обратилось с просьбой об их предоставлении. А тут количество отказов аномально подскочило, в 2015 году было 9% отказов за год, сейчас в разы больше. Это какая-то аномалия.
— У вас есть какие-то предположения, почему это произошло?
— Я допускаю, что происходящему есть самое очевидное объяснение: в бюджете недостает средств. Я об этом неоднократно уже говорил. Путем несложных подсчетов можно определить, что у нас сейчас 5, 4 миллиона получателей субсидий, тарифы подняли фактически вдвое, так что за субсидиями должно обратиться около 10 миллионов семей. Это — две трети населения Украины, так как у нас 15 миллионов домохозяйств. Если эти десять миллионов умножить на средний размер субсидии в 2015 году, который составлял 1090 гривен, умножить на 10 миллионов и на шесть месяцев отопительного сезона, получается 65 миллиардов гривен, а бюджет заложили только сорок миллиардов. То есть, денег явно не достает. Что делает в таких случаях власть? Дает негласное или телефонное указание, говоря: «Вот у вас есть бюджет, вписывайтесь в его рамки». И отделы субсидий вынуждены по любому поводу отказывать заявителям.
— Что это за «надуманные» основания для отказа в предоставлении субсидии, о которых вы говорите?
— Например, нет сведений о доходах всех членов семьи. Например, мать поехала на заработки в Испанию, оставив внучку с бабушкой. Или сын отправился зарабатывать в Россию или в Польшу, а мать осталась в Украине. Какие у них доходы неизвестно, но эти люди тут прописаны. И нужно, чтобы они подали свои сведения. А откуда бабушка знает, сколько зарабатывает дочь в Испании или сын в Польше? Есть и кричащие случаи: у нас около полутора миллионов переселенцев, многие из которых продали квартиры там, а здесь купили новые. И как только они приобрели новое жилье, на год потеряли право на субсидию. Представляете, люди убежали от войны, купить тут квартиры, а теперь в течение года не могут получить субсидию! Такие вот правила.
— Возможно, государство в некоторых случаях все же право, отказывая в субсидиях?
— В Киеве, например, за 2015 год было 100% удовлетворения всех заявления на оформление субсидии. Уникальный случай! Но этот факт говорит и о том, что тарифы на «коммуналку» слишком высокие даже для киевлян. Есть когорта людей, которым все равно, какие в Киеве тарифы, повышайте хоть вдесятеро, они заплатят, им доходы позволяют. Существуют и те, которым до отказов в субсидиях нет дела, потому что они в любом случае получат субсидию на свою тридцатиметровую квартиру. Но главное давление на тех, кто находится между этими двумя когортами, тех, кто в поте лица зарабатывает свой хлеб и платит за все. Вот для них получение субсидии критично, без этого просто концы с концами не сходятся. А уже в 2016 году в Киеве выросло количество отказов в субсидиях.
— Существует ли какой-то механизм опротестования, если семье отказали в субсидии?
— Раньше для этого существовали специальные комиссии. Сейчас, если отказали районные отделы соцзащиты, нужно обращаться в городское управление социальной политики. То есть, писать в высшую инстанцию, объяснять причины, почему вам необходима субсидия. Механизмы опротестования отказа в нестандартных случаях есть.
— Какими будут результаты столь резкого роста количества отказов в субсидиях?
— Первое, что будет — это рост неплатежей. При средней пенсии 1700 гривен и росте соцстандартов к концу года на 10%, только отопление в Киеве обойдется в полторы тысячи гривен. И человек встает перед дилеммой: или платить за коммуналку, или есть. Есть чисто физиологически человек перестать не может, поэтому или полностью или частично перестанет платить по счетам. У нас же четыре квитанции в Киеве. Но суммарно будет расти задолженность. И это негативно скажется на самих коммунальщиках — у них будет недоставать средств. А механизмов заставить платить, слава Богу, пока нет. Людей чисто технически не могут отключить от отопления, и по закону не могут, ведь услуги должны предоставляться бесперебойно. «Киевэнерго» недополучит деньги — не рассчитается за газ, и НАК — «Нафтогаз» тоже недополучит средства. Это будет цепная реакция неплатежей.