А. Сергиенко: «В декабре украинцы массово откажутся платить за тепло в квартирах»

До 20-го числа каждого месяца украинцы дисциплинированно выстраиваются в очереди, чтобы успеть произвести коммунальные платежи в срок. До недавнего времени система потребитель – поставщик услуг ЖКХ в столице худо-бедно функционировала. Однако сейчас творится, без преувеличения, настоящий коммунальный беспредел. Мало того, что платежки приходят не вовремя, в них подчас можно увидеть «ошибки», вводящие потребителей в ступор. Среди прочих – требование оплатить поставку тепла в квартиры за лето, необъяснимо завышенный или заниженный тариф. Вопреки уверениям о том, что пеня за просроченные платежи насчитываться не будет, если это произошло по вине коммунальщиков, с людей пытаются «содрать» штрафные проценты. Почему возникла и процветает эта неразбериха и кому она «на руку», корреспондент ГолосUA узнавала у директора «Института города» Александра Сергиенко.

— Александр, почему возникла эта, мягко говоря, «путаница» с платежками? Почему так много беспорядка в этом вопросе, в частности, в столице?

— Я объясню. Дело в том, что печально известный ГИВЦ (Главный информационно-вычислительный центр КГГА – ред.) – это коммунальное предприятие, которое берет процент-полтора за свои услуги. Они обслуживают примерно 80% населения Киева.

В то же время есть много кооперативных домов, ОСМД, каких-то межведомственных домов, где существует своя бухгалтерия и которые отказались от услуг ГИВЦ. Они не хотят платить эти 1,5%, чтобы напечатать сто или двести платежек в месяц, ведь, на самом деле, это стоит копейки. Они сами изготавливают квитанции, разносят их, и люди платят на счет этих ОСМД или других организаций собственников жилья. Именно поэтому могут возникать такие несоответствия.

— Но платежки «с путаницей» приходят и «обычным» киевлянам…

— Здесь объяснение одно: принятие печально известного закона №1198, определившего исполнителем коммунальных услуг производителей, таких, как «Киевводоканал», «Киевэнерго». Они должны были взять на себя всю бухгалтерию, или – «подрядить» бухгалтерии ЖЭКов. Это должно было быть сделано, чтобы счета начислялись. А ГИВЦ выполнял, фактически, техническую функцию: распечатывал квитанции, вел базы данных, рассылал платежки и собирал средства на транзитный счет.

Этот процесс перехода с одной системы на другую был очень короток, было мало времени, поэтому и возник страшный беспорядок. Уже прошло примерно полгода, а мы до сих пор не подписали договоров ни с «Киевводоканалом», ни с «Киевэнерго».

У нас в Киеве сейчас два больших поставщика тепла – «Киевэнерго» и Дарницкая ТЭЦ. Они должны перейти на прямые договора. Но не успевают этого сделать, потому что закон был выписан абсолютно, так сказать, искусственно, без учета реальной ситуации. Мгновенно на эту систему перейти невозможно, поэтому и возникают всяческие коллизии.

— Какие именно, кроме упомянутых выше?

— Например, ОСМД оказались совсем ненужными. Зачем мне какое-то объединение, если я заключаю прямой договор? А они имели свой процент на обслуживании внутридомовых сетей. Теперь их, так сказать, их «отставили», и кто дома к зиме будет готовить? Там очень много подобных, чисто технических проблем. Все – за счет несовершенства закона №1198.

— С вашей точки зрения, зачем ломать старую систему оплаты услуг ЖКХ и строить новую? Это – какой-то эксперимент?

— Нет, это не эксперимент. Цель закона №1198 – благородная: беспрепятственное прохождение платежей от населения к «Нафтогазу». Для этого уже внесли законов десять. И решили при всех теплокоммунэнерго и водоканалах открыть спецсчета, куда поступают деньги от населения. Предприятие не может взять часть средств с этого счета, все идет на погашение долгов за энергоносители. Это должно было обеспечить быстрое прохождение денег.

Да, цель была вполне благородной, но сделано все было неумело, без учета особенностей нашего ЖКХ. С общественностью, экспертами никто не советовался. Получили задание ускорить – и ускорили. А то, что вследствие этого возник огромный беспорядок, все перепуталось – как говорится, бывает, никто по этому поводу не переживает.

Страдает, как всегда, население, и, в какой-то мере, исполнители. В теплокоммунэнерго, наверное, сейчас «за голову берутся»: ведь им нужно базу всего населения завести на компьютеры, взять всю эту бухгалтерию на себя. И заключить договора с миллионами потребителей, по всей Украине.

— С этим и связан «беспредел» с платежками в столице?

— В Киеве это вообще можно было сделать проще. Вся эта процедура абсолютно излишня, потому что у нас в ГИВЦ итак был транзитный счет, куда поступали платежи. И на протяжении, если не ошибаюсь, суток они должны были быть «расщеплены» между исполнителями, «Киевводоканалом», «Киевгазом», «Киевэнерго», Дарницкой ТЭЦ и так далее. Им эти деньги отсылались. То есть — для Киева это вообще не было актуально. В общем – цель благородная, но методы – топорные.

— К каким последствиям все это может привести? К коллапсу платежей?

— Все это постепенно «устаканится», потому что население получает услуги и платит за них. По данным статистики, 96-98% платежей киевляне производят. Правда, пока что.

— Почему изменится?

— В декабре, когда придут платежки за тепло, думаю, ситуация изменится. Ведь тарифы за тепло так подняли, что это «на голову не налазит». Но человек может сказать: «Я с вами договор не заключал, поэтому платить не буду. Буду использовать электроконвекторы». И попробуй его отключить! Ведь у нас в домах – система стояков. В 85% случаев, в Киеве одного потребителя, одну квартиру «отрезать» невозможно. А в регионах – 95% таких потребителей. И что вы с ними сделаете?

Поэтому все происходящее – полная глупость. Если это вызовет раздражение людей, найдется много упрямых или принципиальных, тех, кто скажет – не нужны мне за такие деньги еле теплые батареи.

— Зачем же тогда так резко поднимали тарифы на тепло?

— Очень просто: раньше коммунальщики получали часть платежа через тариф от населения, а часть – как компенсацию в разнице тарифов. А теперь правительство решило сделать, как в Европе, чтобы население платило «по полной». Для малообеспеченных ввели систему социальной защиты, в виде жилищных субсидий и компенсаций.

Но это – неэффективно, потому что компенсация касается лишь тех, кто за чертой бедности, таких у нас официально – мизер. А по субсидиям — вообще «свинство». Раньше субсидией покрывался 21 кв. м на человека, сейчас его снизили до 13,65 кв. м. В то же время, 85% получателей субсидий – одиноки. Бабушка или дедушка, конечно же, не продадут свою квартиру и не переедут в меньшую. А у них – 55-60 кв. м жилой площади. И на 13,65 кв. м. им дадут субсидию, а «квадратов» сорок они будут оплачивать «по полной программе». Представляете, чем это закончится?

— Чем же?

— Людей просто подталкивают к нищете. А ведь опыт предыдущих лет показывает: могут возникнуть настоящие протесты, как в Киеве при Черновецком. Тогда, кажется, на грани 2005-2006 гг он надумал поднять тарифы, и уровень платежей упал вдвое. Люди демонстративно не платили.

Но пока потребители платят. Нередко — отказывая себе в одежде, еде, каких-то культурных программах, не ездят в отпуск, чтобы рассчитаться за коммуналку. Вот такая ментальность у наших людей…

Читайте также по теме