Марина Иванова
08:00 23/01/2017

А.Сергиенко: «В «Киевэнерго» не заинтересованы в автоматизации системы работы счетчиков тепла»

В январе киевляне получили шокирующие платежки за тепло. Так, отопление двухкомнатной квартиры на Оболони, еще в декабре стоившее 900 гривен, в первом месяце наступившего года обойдется почти вдвое больше — более 1500 гривен. Соцсети полнятся сообщениями возмущенных киевлян о том, что суммы в платежках «среднепотолочные»: за «двушку» с меньшей площадью могут насчитать больше, чем за трехкомнатную квартиру в аналогичном доме. Чем можно объяснить происходящее, корреспондент ГолосUA узнавала у директора «Института города» Александра Сергиенко.

— Александр Иванович, откуда взялись такие суммы в платежках за тепло?

— Мне кажется, в «Киевэнерго» просто не готовы к тому, что практически весь Киев теперь оснащен счетчиками тепла, их сейчас более 12,5 тысяч. Но даже там, где их нет, считают по аналогичным тарифам. Однако, нужно снять показания со всех 12,5 тысяч домов, то есть, залезть во все подвалы. А в некоторых домах — по два-три счетчика. С них нужно снять показания, а потом занести в компьютеры «Киевэнерго».

— В «Киевэнерго» с этим не справляются?

— Как показала практика, это необходимо делать современными методами. А не так, как они это осуществляют. При столь значительном количестве операций, которые нужно производить вручную, переписывать, а потом заносить в компьютерную базу, ошибки просто неизбежны.  И эти платежки, по моему мнению — результат того, что компания «Киевэнерго» не подготовилась к этому процессу, чтобы правильно снимать показания счетчиков.

— Получается, киевляне получили «среднепотолочные» платежки?

— Нет, это просто ошибочно внесенные данные, это первая причина. А вторая состоит в том, что сами счетчики неправильно работают. Вот вчера я в Интернете видел платежку на отдельную квартиру в новом доме, где в каждой квартире установлен счетчик. По его показаниям, за тепло нужно платить около 4 тысяч гривен за 80 кв. м. Тут явная ошибка. Для такого нужно либо держать открытыми окна в течение всего месяца, чего никто делать не будет, либо — это поломка прибора.

— А могут ли при снятии показаний счетчиков возникать злоупотребления со стороны инспекторов «Киевэнерго»? Ведь никто из киевлян не жаловался, что суммы в платежках ниже обычного. И могут ли в «Киевэнерго» брать плату за 35 дней, как заявляют?

— Тут нет установленных нормативов. У них просто не хватает людей, чтобы пройтись по всем домам со счетчиками. В один день бригада едет в один район, в следующий — в другой. Поэтому процесс снятия показаний со счетчиков растягивается на несколько дней — неделю.  И для каждого района они считают все отдельно. А потом — пока принесут все «на базу»… То есть, весь этот процесс растянут во времени, для разных районов города показатели могут отличаться. Кроме этого, программа рассчитывает суммы для каждой квартиры, то есть, снимается общедомовой показатель, а потом расщепляется согласно отапливаемой площади каждой квартиры отдельно. Может возникать сбой в программе.

— Как, в идеале, это должно было бы осуществляться?

— Идеальным был бы такой вариант, чтобы все это снималось автоматически. Чтобы каждый счетчик был связан с компьютером, а оператор в режиме реального времени мог бы просмотреть любой счетчик, набрав его номер или адрес. Тогда показатели можно было бы снимать одним кликом компьютерной клавиши. И они попадали бы в таблицу Exel, суммы рассчитывались бы автоматически. В таком случае, сбои могли бы возникать только в случае, если сломался счетчик или завис компьютер. Но если действует система «ходить ногами, смотреть глазами, а записывать пальцами», а потом вводить данные в компьютер, ошибки неизбежны. В «Киевэнерго» еще месяц тому назад заявляли, что они даже не во все подвалы попадали, поэтому насчитывали по площади, потом обещали пересчитать. Но, понимаете, в компании методически и институционально не готовы к обработке такого огромного массива данных. А о злоупотреблениях в этом отношении мне неизвестно. Ведь у них есть множество бухгалтерских «штучек», с помощью которых они могут что-то нахимичить абсолютно законно: внесут какую-то статью расходов в тариф, НКРЭ КП утвердит, и все нормально. 

— Если было запланировано столь резкое повышение тарифов, почему в «Киевэнерго» не подготовились к этому?

— Во-первых, в «Киевэнерго» заявляли, что у них нет денег, «Нафтогаз» арестовал их счета за долги. Во-вторых, в «Киевэнерго» в этом не заинтересованы: они понимают, что со счетчиками потеряют около 20-25% прибыли. Ведь ясно, что счетчик даст меньшие показания, чем можно будет насчитать по нормативам. Можно сказать, что в компании эту работу если не саботируют, то делают «спустя рукава».

— Можно ли будет доказать, что в начислении тарифов за тепло есть какие-то ошибки и добиться перерасчета?

— Для этого нужно обращаться в Центр обслуживания клиентов «Киевэнерго».

— А как понять, есть ли в платежке ошибка?

— Это — очень важная тема. Ведь не существует контроля со стороны пользователей. В идеале, показатели счетчиков должны сниматься в присутствии представителя дома, но это нигде не делается. Разве что, в ОСМД или там, где есть «зубастый» уполномоченный. Но, например, у нас такого представителя дома не пускают к счетчику во время снятия показателей под всякими предлогами. Назначают время, когда приедут снимать показатели и не приезжают, а потом говорят: «Мы вам звонили, но вас не было». Это — типичная ситуация, когда никто не контролирует эти показатели. Вот если бы была полная автоматизация, да еще и сайт «Киевэнерго» был бы открыт, чтобы каждый мог зайти, посмотреть на показатели в своем доме — это стало бы полной гарантией, что система работает надежно.

— То есть, доказать наличие ошибок в платежках невозможно?

— В центре обслуживания клиентов «Киевэнерго» вам должны объяснить разницу в платежках.

— Как правительство должно это контролировать?

— Правительство давно обязано было бы разработать нормативную базу, требования к этой системе. А не совершать какие-то пустопорожние пиар-шаги. 

Читайте также по теме