А. Сергиенко: «Власть создала все условия, чтобы НАК «Нафтогаз» «обдирал» украинцев»

В Кабмине заявили о стопроцентной готовности прохождения отопительного сезона. При этом украинские города остались без тепла. НАК «Нафтогаз Украины» отказался заключать договоры на поставку газа с 22 теплоснабжающими предприятиями из-за долгов. В НАКе подчеркнули, что больше всего проблем с подачей тепла в Кривом Роге, Херсонской области, городах Смела, Северодонецк, Первомайск и Шепетовка, заявив, что ответственность за срыв отопительного сезона лежит на местных органах власти. Кроме того, в столице каждый день происходят прорывы теплосетей, и киевляне вынуждены сутками без отопления замерзать в квартирах. ГолосUA решил разобраться, кто виновен в срыве отопительного сезона. Об этом — наша беседа с директором Института города Александром Сергиенко.

— Александр, кто виновен в срыве начала отопительного сезона в стране?

— Виновна власть, которая создала все условия для того чтобы НАК «Нафтогаз» «обдирал» украинцев. Повышение тарифов ЖКХ привело к росту задолженности за коммунальные услуги. Это означает, что предприятия теплокоммунэнерго не смогли  вовремя рассчитаться за использованный газ. В тарифе на тепло до последнего сидело 85% себестоимости тарифа на газ. После повышения стоимости газа эта часть вырастет до 90%. Предприятия теплокоммунэнерго вследствие неплатежей населения и огромной задолженности должны «Нафтогазу» миллионы гривен. В итоге «Нафтогаз» пробил себе условия, благодаря которым он перекрывает вентиль предприятиям-должникам. «Нафтогазу» это очень выгодно. Как следствие, мэры многих городов срывали пломбы и давали газ населению, в свою очередь «Нафтогаз» применял штрафные санкции и зарабатывал на этом. После чего руководство этой компании зарабатывало себе на премии. Корень зла в том, что тарифы неадекватны, а государственному монополисту разрешено слишком много.

— Нужно ли  киевлянам текущей зимой готовиться к массовым прорывам теплотрасс?

— В 2001 году столичная власть подписала договор с «Киевэнерго» в лице его директора Плачкова про реализацию проекта развития теплохозяйства Киева. На самом деле, никакого проекта нет. Это фикция. Весь договор сводился к передаче имущества в пользование ПАК «Киевэнерго». Первые 8 лет город не брал с них оплату за пользование сетями. А всю прибыль, полученную от хозяйственной деятельности от данного имущества, «Киевэнерго» должно было направлять на улучшение теплового хозяйства в Киеве.  Данное обязательство «Киевэнерго» не выполнило. Это четко показывает статистика прорывов. Ежегодно количество прорывов теплотрасс росло. 

«Киевтеплоэнерго» текущим летом залатало 5 тысяч дыр. Это при том, что у нас 4,5 тысячи километров теплотрасс. На каждый километр приходилось около 1,5 прорыва. Это свидетельствует об абсолютно неудовлетворительном, катастрофическом состоянии сетей. Эксперты говорят о 70% изношенности теплосетей. Соответственно, чтобы их заменить, нужны огромные средства и время. Киевлянам текущей зимой нужно готовиться к массовым прорывам теплотрасс, так как теплосети находятся в крайне изношенном  состоянии. Заменить 1000 километров труб нереально на протяжении одного летнего сезона.

— Когда же в столице перестанет рвать трубы?

— Никто не может дать никаких гарантий. У меня есть надежда, что если городская власть возьмется за ремонт теплотрасс, так как она взялась за капитальный ремонт дорог, то через несколько лет ситуация с порывом труб улучшится. И мы это ощутим на своих кошельках, потому что сейчас в тарифе закладывают 20% трат на порывы в теплосетях. Когда этих трат будет меньше, то можно надеяться на уменьшение коммунальных тарифов.

При этом в Киеве постоянно поднимают тарифы на коммунальные услуги. Скажем, на днях  холодная вода подорожала на 20%… Насколько это экономически обосновано?

— Об объективной цене в условиях монополии не может быть и речи. У нас закон о монополии выписан таким образом, что водоканалы всех городов, не только Киева, не попадают под это определение. Хотя, по сути, они являются монопольными предприятиями. Государство должно становиться на защиту потребителя. Вопрос в том, что в водоканале могут нарисовать любые цифры, но это не означает, что население способно оплачивать все тарифы. Говорить об экономической обоснованности повышения тарифов на воду нет смысла.

— Продолжат ли  расти тарифы на холодную воду и на коммунальные услуги?

— Они постоянно растут, так как в стране идут инфляционные процессы. Постоянно возрастает стоимость химических реагентов. Все это — составляющие тарифа. Из-за таких условий предприятие заинтересовано в том, чтобы  себестоимость его услуг росла. В данном случае речь идет о поставках питьевой воды населению. На предприятии специально повышают тарифы, закупая дорогие реагенты и зарубежную технику. Без изменения парадигмы формирования тарифов, они будут постоянно расти.

Читайте также по теме