А. Сергиенко: «За некачественные услуги ЖКХ поставщики никакой ответственности не несут»

Похоже, отключения любой воды в столичном мегаполисе уже стали нормой. Хотя, по действующему законодательству, услуги связанные с поставкой воды, должны предоставляться потребителю бесперебойно, а перебои в водоснабжении могут быть только в экстренных случаях. А допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды — 8 часов. Между тем, в  нарушение закона, в Дарницком районе Киева по Харьковскому шоссе, 160а, холодной воды нет уже целых две недели. О том, что жителям столицы нужно предпринимать в случаях отключения их квартир от водоснабжения, корреспонденту ГолосUA рассказал директор аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александр Сергиенко.

— Александр, куда нужно  обращаться киевлянам  в случае отсутствия холодной воды в квартире в течение длительного времени?

— Если в доме отсутствует холодная вода, то обращаться нужно не в «Киевэнерго», а в «Киевводоканал»  — у этого ведомства есть своя служба. Также звонить стоит на горячую линию КГГА «1551», она всегда берет на  контроль обращения киевлян: если туда  поступает жалоба, исполнитель обязан перед ними отчитываться. Если на верхних этажах многоэтажки нет холодной воды, это, скорее всего, проблема с подкачкой воды. Это значит, что там необходим дополнительный насос подкачки воды на верхние этажи. Если отсутствие холодной воды случилось у жильцов недавно, это означает, что предположительно вышел из строя  насос, который «Киевводоканал» не ремонтирует. Киевлянам в таких случаях действительно необходимо жаловаться, и  лучше всего написать коллективную жалобу. Потребителям услуги нужно пригрозить, что они не будут платить за нее, если те не будут обеспечивать их холодной водой.

— Какую ответственность несет за неоказание услуги ее исполнитель?

— Вообще-то говоря, это проблема более широкая, потому что за неоказание или некачественное оказание услуги  поставщик коммунальной услуги не несет ответственности. У нас нет санкций к исполнителям услуг. Если бы у нас были экономические санкции, прописанные в законах и нормативных документах,  это было бы совсем другое дело. Однако, к сожалению, новая редакция Закона «Про житлово-комунальні послуги», которую очень активно сейчас «протягивают»  через Верховную Раду, не предусматривает  применения санкций к исполнителю коммунальной услуги. А санкции необходимы, они должны быть предусмотрены в любом случае, поскольку в каком-либо договоре между поставщиком услуг и потребителем за неисполнение договора отвечают  обе стороны. Допустим, если потребитель не платит, то услугу ему отрезают,  если поставщик не предоставляет услугу — он должен нести штрафные санкции.  Если нет воды, необходимо, чтобы в определенном размере поставщик услуги возмещал  материально отсутствие холодной или горячей воды.

— Насколько эффективно действует коллективная жалоба?

-Лучше всего на чиновников действует не индивидуальная, а коллективная жалоба, которая подписана, допустим, десятками людей. В таком случае и «Киевводоканал», и киевская власть видят, что они имеют дело с объединением людей, с сообществом. А это уже большая степень риска и для «Киевводоканала», и для киевской власти. Хотя не исключено, что в единичных случаях в отдельной квартире могут быть просто забиты фильтры, потому вода не течет. Другое дело,  когда десятки квартир «сидят» без холодной воды. Если на верхние этажи не доходит вода, то это может означать, что не работает подкачка воды. Людям надо обращаться непосредственно в «Киевводоканал».

— В случае длительного отключения холодной воды явно нарушаются условия прямых договоров собственников квартир с «Киевводоканалом»…

-Безусловно, сейчас заключены прямые договора жителей столицы с «Киевводоканалом».  При этом киевская власть  играет контролирующую роль. В данном случае с отключением жителям холодной воды на длительный срок явно нарушены условия договора. То есть,  налицо конфликт «Киевводоканала» и жителей столицы. Согласно закону от 2014 года № 1198, предусмотрено заключать прямые договора между поставщиком и потребителем коммунальных услуг. Получается, что от звонков киевлян, которым надолго отключили холодную воду, толку мало. Одно дело, когда случилась аварийная ситуация, с которой справились за несколько часов, и другое дело – когда холодную воду отключили на несколько недель. Выход  один — жильцам нужно объединяться и совместно решать эту проблему.

Читайте также по теме