Павел Зинченко
10:00 08/10/2021

А. Сергиенко: «Действующая система субсидий не способна справиться с повышенными тарифами»

Повышение коммунальных тарифов, которое мы наблюдаем в последние месяцы, поставило вопрос ребром – хватит ли субсидий, которые выплачиваются некоторым категориям украинских граждан, на то, чтобы покрыть повышенную коммуналку? О том, кто может быть субсидиантом, насколько эффективна система субсидий и есть ли ей альтернатива – журналисту ГолосUA рассказал директор аналитического центра «Институт города» Александр Сергиенко.

— Платить за коммунальные услуги приходится все больше и больше. Сегодняшняя система субсидий способна как-то покрыть эти траты?

— Абсолютно нет. Задание жилищной субсидии помочь как можно большему количеству людей, которые не способны оплатить коммуналку. Рост задолженности, особенно в последние два года, свидетельствует, что количество таких людей растет. В свою очередь, количество людей, которые получают субсидии, становится все меньше и меньше.

— Сколько на данный момент людей получают субсидии?

— Три года назад, зимой, субсидии получили шесть миллиона семей. Два последних года их было по три миллиона. Правительство выписало новые правила таким образом, что половину субсидиантов отсекли. Это в корне неправильная позиция. Можно проводить какую-либо градацию по доходам, в принципе в формуле расчета существует. Но совсем отсекать людей – это ошибка.

Вот пример неправильной тарифной политики: уменьшили стоимость электроэнергии. Но при этом есть целые когорты людей, которых это не волнует. Что 1,68 гривны, что 1,44 гривны. Даже если будут все три гривны, они этого не заметят. И вот такая политика в паре с программой жилищных субсидий должна это регулировать – не для всех уменьшать, а наоборот, повышать, но при этом расширить круг получателей субсидий. Тогда для значительного количества населения цена бы не выросла, а те, кто способен платить в размере трех гривен – они бы и платили. Взаимодействие тарифной политики и социальной защиты как раз и отсутствует в нашем правительстве. Это большой минус.

Сокращение числа субсидиантов отрицательно влияет на социальную сферу. Оно приводит к росту задолженностей и огромному количеству других нехороших последствий.

— Кто в нашей стране имеет право на субсидию?

— В этом году Государственная служба статистики перестала вести статистическое наблюдение за получателями субсидий. Раньше, начиная с 1995 года, такая статистика велась, и она была весьма красноречивой. Например, были периоды, когда чуть ли не половина субсидиантов состояла из одиноких пенсионеров. Сейчас очень тяжело, из-за отсутствия статистики, определить, кто получает субсидию. Необходимо проводить отдельное расследование.

В отделах субсидий, в департаментах, такие данные есть, но они не публикуются. Если бы их обнародовали, то была бы возможность проанализировать. Размер субсидии определяется материальным положением семьи. Здесь всплывает еще одна проблема – субсидии даются не на реальную квартиру, а на, так сказать, «виртуальную», нормативную. Правительство считает, что человек живет в такой «виртуальной» квартире. Случались многочисленные случаи, когда муж и жена хорошо работали, вышли на пенсию, купили или получили, к примеру, трехкомнатную квартиру. Затем кто-то умирает и человек остается один в этой трехкомнатной квартире. И ему начисляют по определенному нормативу на двадцать или тридцать метров, а за остальное он должен платить полную сумму. Это просто извращенная социальная «помощь»! Можно найти очень много конкретных примеров, когда нарушается самая обычная логика.

— При всех этих недостатках, может есть альтернатива жилищным субсидиям?

Субсидии существуют во всех развитых странах мира. Может лишь отличаться форма субсидии. Например, во Франции нет субсидий на коммуналку, но имеются субсидии на питание. Субсиданту выдают карточку с определенным лимитом, он идет с ней в магазин и оплачивает с ее помощью продукты питания. За исключением, естественно, табака и алкоголя. Это крайне эффективная система, я лично видел покупателей с такими карточками.

— А как на счет системы дотаций?

Система дотаций социально несправедлива. Яркий пример – снижение стоимости электроэнергии, о котором я говорил ранее. Это значит, что отрасль дотируется. Есть люди, которые могут оплачивать, а есть которые не могут, а их уравнивают – и тем, и другим назначают одинаковую цену. А система субсидий ориентирована на то, что средства предоставляются малообеспеченным семьям или одиноким людям.

Читайте также по теме