Марина Иванова
08:03 19/11/2015

А. Шалит: «Уничтожение государственных школ детского творчества вызовет необходимость строить тюрьмы»

Верховная Рада приняла в первом чтении закон «Об образовании». В петиции, размещеной на сайте Верховной Рады Всеукраинским советом директоров школ эстетического воспитания, в частности, говорится: “Если этот законопроект будет принят в Верховной Раде Украины, будет уничтожено внешкольное художественное образование. Проектом предусмотрено создание новой коррупционной структуры — сертификационных центров, которые будут предоставлять разрешение педагогическим работникам внешкольного образования на осуществление педагогической деятельности. Этого нельзя допустить”. О последствиях вводимых в Украине новаций в работе государственных художественных и музыкальных школ корреспондент ГолосUA расспросила председателя Всеукраинского совета директоров школ эстетического воспитания Александра Шалита.

-Александр, насколько реально закрытие государственных школ детского творчества в Украине?

-Вполне реально. Наша петиция касается только одного — закона «Об образовании». Но проблема состоит из нескольких частей. Первая — децентрализация. Существует постановление, дающее право местным общинам решать, нужна ли музыкальная или художественная школа. А поскольку такие учебные заведения повиснут непомерным грузом на шее у местных бюджетов, у их представителей полностью развязаны руки. И эти «царьки» будут закрывать школы без всяких проблем. Сегодня в законе «О культуре» есть статья, позволяющая закрывать или реорганизовывать такие учебные заведения исключительно по согласованию с Министерством культуры. Это является сдерживающим фактором. Но правительственная верхушка объявила о децентрализации, передачи власти на места. И это убьет наши школы.

-Как сейчас осуществляется финансирование школ детского творчества? И как это будет в дальнейшем?

-Раньше мы входили в систему межбюджетных трансфертов. И, несмотря на то, что у нас не было формулы расчета расходов на одного ученика, финансировали на душу населения, это были деньги, которые бюджет гарантировал. Сегодня, поскольку все переходит на местные бюджеты, просто не хватит ресурсов на содержание школ. Нужно будет выбирать: клуб, школа, библиотека — это же все «в одном котле» крутится.

-Как относятся члены педагогических коллективов к предлагаемым новациям?

-Будут уничтожены, как класс, руководители таких школ. Вице-премьер Вячеслав Кириленко в одном из интервью заявил, что преподавателям нечего сидеть десятками лет на одном месте. Изменения к закону «О культуре», уже принятые в первом чтении, заставят всех руководителей учреждений культуры перейти на контракт. По этому поводу я направил открытое письмо вице-премьеру и министру культуры господину Кириленко. Еще одно открытое письмо составила жена ушедшего из жизни директора первой школы в Белой Церкви, проработавшего 50 лет на этом посту, державшего эту школу на своих плечах. Она с болью пишет, что уничтожаются мудрость и опыт, а, вместо этого, по конкурсу, набирают людей с трехлетним стажем, не умеющих делать ничего. Более того, эти парни или девочки, которые придут работать, должны будут представить программу развития работы школы на 2-5 лет, она станет неотъемлемой частью их контракта. Это уже есть в законе, принятом в первом чтении. Собираются выгнать с работы и пенсионеров. Но у нас вся система сейчас держится на них, никто за такую низкую зарплату не хочет работать.

-Вы являетесь противником лицензирования преподавателей школ творчества. Почему?

-Раньше какая была структура? Государственная аттестация учебного заведения. А сегодня планируется лицензирование, но как оно будет организовано, никто не знает. Создаются какие-то центры сертификации, которые будут выдавать лицензию на право присвоения педагогической категории. Какая-то контора, которая за взятку выдаст сертификат. Но самое смешное, что к учреждениям образования в сфере культуры это вообще применить невозможно. Например, есть такая Богдана Пивненко, солистка «Камераты», которая работает в десятилетке. Я не смогу ее взять к себе в школу на работу, пока она не получит сертификат, несмотря на то, что является заслуженной артисткой Украины и преподает в десятилетке и консерватории. И профессор Киевской национальной музакадемии им. Чайковского Баженов тоже не сможет работать у нас без сертификата. Он должен идти в сертификационный центр, у кого-то брать лицензию, что руководствуется правильными методиками в преподавательской деятельности.

-Почему в сфере детского творческого образования происходит сегодня подобное?

-Это — работа так называемого «правительства профессионалов», нормальному человеку такие вещи и в голову не придут. В центральном аппарате Министерства культуры сейчас нет ни одного настоящего профессионала, ни одного человека, который бы работал ранее в сфере искусства. Поэтому и возникла бредовая идея смещать с должности преподавателя после того, как он проработал 10 лет директором школы.

-Какими могут быть последствия новаций, о которых мы говорим, для творческих детей?

-Отто фон Бисмарк сказал: «Перестанем строить школы — будем строить тюрьмы». Десять лет назад, выступая с парламентской трибуны, я как раз говорил о сохранении детского эстетического воспитания. Так вот: с тех пор, к сожалению, ничего не изменилось. В то же время, по данным МВД, которые мы тогда специально запрашивали, ни один ребенок, обучающийся в детских школах эстетического воспитания, не был правонарушителем, не стоял на учете в милиции. Отсутствие таких школ приведет к тому, что дети будут колоться, нюхать клей, грабить, убивать и насиловать. Болтаться на улице, потому что деваться им будет некуда.

Читайте также по теме