А. Широков: Несмотря на запланированный рост ВВП в 2014 году, бюджет Академии наук не увеличен ни на копейку

На прошлой неделе проект бюджета Украины на 2014 год был передан на рассмотрение в Верховную Раду. Но, как известно, рассмотрение в парламенте перенесли на январь 2014 года.
Проект бюджета-2014 вызвал массу критических замечаний. В частности, эксперты отмечали его огромный дефицит.
Тем не менее, на некоторые ведомства денег не пожалели. Так, много вопросов вызвал тот факт, что МВД получит в 2014-м на 3 млрд. гривен больше, чем в этом году. В целом же, как сообщается в СМИ, силовым ведомствам (без армии) выделено огромную суму — более 25 млрд. гривен.
В то же время финансирование, к примеру, Национальной академии наук Украины планируют оставить на уровне нынешнего года. И это при том, что во втором полугодии 2014-го запланировано повышение зарплат.
О том, на что научной сфере хватит выделенных государством денег, а также о том, чем грозит подобная бюджетная политика, корреспондент «ГолосUA» общался с председателем профсоюза работников Национальной академии наук Украины Анатолием Широковым.
— Анатолий Иванович, какой объем финансирования предусмотрен для Национальной академии наук Украины в проекте бюджета на 2014 год?
— Бюджет Академии наук в проекте бюджета-2014 не увеличено ни на копейку, он остался на уровне этого года, то есть 2, 662 млрд. гривен. При этом в проекте госбюджета на следующий год значится рост ВВП на 3 %, но цифра финансирования Национальной академии наук, как мы видим, не изменилась.
Приоритетом власти оказались правоохранительные органы. Мы сделали сравнительный анализ того, как в период с 2009 по 2014 годы изменилось финансирование НАН Украины и некоторых ведомств.
Так, если в 2009 году бюджет Национальной академии наук Украины (1,8 млрд. гривен) был вдвое больше, чем бюджет Генпрокуратуры (960 млн. гривен), то в проекте бюджета на 2014 год эта пропорция изменилась: 2, 662 млрд. гривен — НАН Украины и 3, 2 млрд. гривен – на Генпрокуратуру. То есть с 2009 года финансирование Академии наук увеличилось на 44 %, в то время как объем средств, выделяемых на Генпрокуратуру, — на 231 %.
Почти одинаковое финансирование в 2009 году было у нас, и у СБУ (почти 2 млрд. гривен), сейчас на Службу безопасности планируют выделить 3,3 млрд. гривен, на Академию наук, как уже было сказано, – 2, 662 млрд. гривен. То есть с 2009 года финансирование СБУ увеличилось на 68 %.
То есть 2 млрд. 662 млн. гривен – это все расходы, все статьи, при этом необходимый фонд заработной платы бюджетных работников НАН Украины с начислениями составляет 2 млрд. 587 млн. гривен.
Денег тех, которые остаются, не хватит на коммуналку, не говоря уже о реактивах и современном оборудовании.
— Какую сумму Академия наук заявляла в бюджетном запросе?
— Академия наук обосновала бюджетный запрос по всем статьям расходов на следующий год на уровне 3 млрд. 980 млн. гривен. Это бы давало возможность хотя бы 1 млрд. гривен использовать на приборы, лабораторную базу. Запланировано на 2014 год, как известно, 2, 662 млрд. гривен, то есть 66,9 % от бюджетного запроса Академии.
Напомню, что согласно Закону «О научной и научно-технической деятельности», принятому еще в 1998 году, государство обязуется гарантировать финансирование научной и научно-технической сферы в объеме не меньше 1,7 % от ВВП. В этом году, например, этот показатель составлял около 0,29 %, исходя из проекта бюджета-2014, в следующем году эта цифра будет и того меньше.
В этом году дефицит по фонду зарплаты с начислениями составил около 200 млн. грн. Многим сотрудникам НАН Украины пришлось идти в вынужденные неоплачиваемые отпуска, а также работать в режиме неполной рабочей недели.
Как известно, со второго полугодия 2014 года предусмотрено повышение зарплаты. Потому для того, чтобы не усугублять ситуацию с выплатами зарплаты, к запланированным в проекте бюджета 2, 662 млрд. гривен, по нашим подсчетам, нужно добавить минимум 350 млн. гривен. То есть 350 млн. — это суммарное число тех средств, которых не хватало в этом году по фонду зарплаты, а также тех, которые нужно добавить во второй половине 2014 года.
Но учитывать нужно не только зарплаты, Академия ведь должна еще проводить исследования, а также платить за коммунальные услуги. На это необходимо еще 150 млн. гривен – минимум для того, чтобы что-то обновить и приобрести, а также иметь возможность оплатить коммунальные услуги.
Таким образом, в целом к запланированным 2, 662 млрд. гривен необходимо добавить еще хотя бы 500 млн. гривен.
В то же время, несмотря на то, что в 2014 году на Академию наук планируют выделить точно такую же сумму, как в 2013 году, объем финансирования НАН Украины в первом квартале (январь-март) следующего года будет на 25,4 % меньше, чем за аналогичный период текущего года.
Так, объем средств, которые планируется выделить НАН в первом квартале 2014 года, составит 467, 126 млн. грн., что на 158, 668 млн. грн. (или на 25,4 %) меньше, чем было выделено в первом квартале 2013 года.
— Какими могут быть последствия такой бюджетной политики?
На протяжении этого года четвертая часть институтов Академии наук работала или в режиме неполной рабочей недели, или же люди брали отпуска за свой счет.
Есть три способа выхода из ситуации, когда нет соответствующего фонда зарплаты:
1 – сокращать штат Академии наук, но за годы независимости он и так очень сократился, и большинство институтов имеют минимальный научный потенциал для того, чтобы продолжать работать;
2 – вводить режим неполной рабочей недели;
3 – просить людей добровольно писать заявления об отпуске за свой счет.
— Какие действия планируете предпринять в ближайшее время, чтобы попытаться исправить ситуацию?
— Мы всегда находим поддержку в Комитете Верховной Рады по вопросам науки и образования. Многое зависит от бюджетного комитета. И Академия, и профсоюз обращаются в разные ведомства. Мы готовы садится за стол переговоров, обсуждать проблемные вопросы. В противном случае готовы пикетировать Кабмин.

Читайте также по теме