А.Сиренко: ГАИ работает не для того, чтобы наказывать водителя

Прошло всего два месяца, после того как изменилось руководство Департамента ГАИ МВС Украины, и для многих водителей это стало поводом для того чтобы понять – метет ли «новая метла по новому». Какие изменения уже произошли, чего ожидать водителям, как проходит анонсированная борьба с коррупцией узнавал корреспондент ГолосUA у начальника Департамента ГАИ МВД Украины Анатолия Сиренко.

— Анатолий Петрович прошло всего два месяца, как вы приступили к работе. С чем вы столкнулись в первые дни своей службы?

— Придя на должность начальника Департамента ГАИ, и увидев ту ситуацию, которая происходит на наших дорогах, а она очень сложная, я инициировал общенациональный форум по безопасности дорожного движения.

Я уверен, что проблема безопасности дорожного движения это не только вопросы ГАИ, но и в целом государственных органов. На этом форуме, который мы хотим провести 1 июня, будет представлен широкий круг институтов государства, профильных комитетов ВР, а также институты, которые занимаются безопасностью движения и общественность.

Главные вопросы, которые мы хотим обсудить – это безопасность дорожного движения, как ее обеспечить, каким образом и путями, поэтому там и будет такой широкий круг участников для обсуждения этих вопросов, будем вместе принимать решения и естественно изучим те предложения, которые будут предложены.

Мы хотим услышать их видение проблемы, и я хочу сказать, что Госавтоинспекция открыта для диалога, мы готовы выслушать замечания, предложения и работать на благо страны. А вопросы, которые касаются безопасности дорожного движения, аварийности, являются приоритетом нашей деятельности.

— Но для изменений нужны реформы, что уже сделано Департаментом ГАИ для этого?

— Мы начали новую практику работы в Киеве, и последовательно перемещаем ее в регионы. На сегодняшний день убрано 90% запорных устройств, которые были для кого-то, а не для всех. Дорога является общей, поэтому каждый из участников дорожного движения, вправе пароваться на свободном месте.

Продолжается борьба с парковкой «под углом», мы сделали полную ревизию дорожных знаков, и убрали таблички «Для автомобилей…», «Кроме автомобилей…» и так далее.

Все это делается для того, чтобы каждый участник дорожного движения мог себя чувствовать комфортно в том, или ином месте передвижения, и это дает свои плоды – на сегодняшний день передвигаться по Киеву гораздо легче.

— Кстати о парковках, ведь это одна из главных проблем киевских водителей, что вы предпринимаете на этом «фронте»?

— Большинству парковочных площадок, на которые выдавались разрешения, часто работали и получали эти разрешения незаконно. Мы работаем над этой проблемой, и около 90% тех парковочных площадки, которые работали незаконно, лишены разрешения для того чтобы продолжать вести свою деятельность.

Я не понимаю – как можно припарковаться на полосе общественного транспорта, как можно припарковаться на проезжей части – это нонсенс и этого не должно быть. Мы все участники дорожного движения, и для того чтобы было комфортно передвигаться, мы все должны серьезно относиться к правилам дорожного движения, и одинаково к ним относится.

Нами разработан комплекс мероприятий для того чтобы, магистрали были максимально освобождены от транспортных средств, которые припаркованы с нарушениями, и к таким водителям мы относимся принципиально. Если это незначительные нарушения, то водитель получает предупреждение. Госавтоинспекция работает не для того, чтобы наказывать водителя, а для того чтобы он не нарушал.

— А штрафплощадки?

— За последнюю неделю, если взять Киев, то не один автомобиль не отправлен на штрафплощадку. По другим регионам государства мы тоже работаем над этим вопросом, потому, что в некоторых регионах, нечего греха таить, это еще происходит.

Я искореню эти коррупционные схемы, при которых доставка автомобиля на эвакуаторе стоит значительных средств, а стоянка на штрафплощадке 200 гривен. Лично моя позиция исходит из того, что сумма за сбережение автомобиля на данных площадках должна быть не больше 15-20 гривен.

— Анатолий Петрович, еще одной проблемой, о которой вы знаете не понаслышке, являются взаимоотношения между сотрудниками ГАИ и водителями. Что вы предпринимаете для улучшения имиджа вашего Департамента?

— Не секрет, что до недавнего времени отношения между водителем и сотрудником Госавтоинспекции были, мягко говоря, не очень комфортными. Это и понятно, что сотрудники ГАИ и милиция в целом, на каком-то этапе утратили доверие народа, и нечего греха таить, это так и есть, поэтому мы прикладываем максимум усилий для восстановления доверия к правоохранительным органам.

Сотрудникам ГАИ не ставится требование о количестве составленных протоколов, как где-то говорят. Это нонсенс, этого не должно быть.

Для того чтобы вернуть доверие к сотруднику ГАИ, нужно приложить усилие для того, чтобы населения знало  — правоохранитель не коррумпированная личность, а работает на народ Украины и государство.

— А как вы будете бороться с проявлениями коррупции в ваших рядах?

— Мы будем все это освещать и ничего не прятать относительно работы нашего Департамента, а наказание получат все те, кто за этим стоит. Инспектор получил взятку – командир взвода пишет рапорт на увольнение с занимаемой должности, начальник управления ГАИ получает выговор, заместитель и куратор этой службы – строгий выговор и не полное служебное соответствие, и еще ряд руководителей, которые причастны к воспитательной работе этого работника будут наказаны.

Мы должны быть прозрачны, и если есть примеры взяточничества, то нужно соответственно реагировать. Буквально на днях один из таких случаев произошел в Тернополе. Сейчас готовится соответствующий приказ, и после этого я буду готов сообщить все по этому случаю.

— Очень часто именно сумма зарплаты влияет на коррупцию в рядах любой организации, как сейчас с этим обстоит в ГАИ?

— Заработная плата начинающего сотрудника ГАИ составляет 2200 гривен, а в среднем 3200-3500 гривен. Хотелось,  чтобы наши сотрудники получали больше и имели социальный пакет, где была бы возможность получить служебное жилье.

И если это будет поддержано законодательно, то у нас есть шансы искоренить коррупцию, так как это бы стало одним из рычагов борьбы с таким явлением. Он понимает – если получает взятку или совершает другое нарушение, и вследствие этого будет уволен, то он лишается всего — не получит квартиры, его семья не получит другие льготы.

И тут есть позитивный пример Грузии, хотя это маленькая страна и нас нельзя сравнивать в этом случае, но то, что они смогли побороть коррупцию – этому нужно учиться.

Я за то, чтобы у нас работал принцип единого окна – 15-20 минут на снятие автомобиля с учета, 15-20 минут на постановку машины на учет, и в целом за час гражданин Украины смог в МРЕО полностью сделать свои дела.

— Вы указали опыт Грузии в борьбе с коррупцией, какие страны еще могут быть примером?

— В этом случае мне импонирует Белоруссия, так как она близка по своему развитию к Украине, и если вы увидите, что там происходит, то это – порядок. Также мне импонирует опыт цивилизованных стран мира, и я надеюсь, что мы идем к этому, и в ближайшее время мы тоже будем иметь позитивные результаты этой работы.

Мы отправляем в Министерство свои предложения по реорганизации подразделений Госавтоинспекции, и как бы это подразделение не называлось – Дорожная полиция или ГАИ, главное чтобы в этой службе работали порядочные люди на благо Украины.

— А где сейчас находится печально известное спецподразделение «Кобра?

— Сотрудники бывшего спецподразделения «Кобра», собрались и отправились работать в восточные регионы Украины. Они делают первые шаги, для того чтобы показать обществу – они работают для народа Украины, на Украину и обеспечивают общественный порядок на восточных рубежах государства и исполняют свой долг.

— Очень часто водители сами предлагают взятки для решения своих проблем. Как вы относитесь к системе автоматизированной фотофиксации правонарушения?

— Я однозначно за фотофиксацию, и если она работает, то работает неотвратимость наказания. Да есть определенные вопросы и проблемы, и нужно дорабатывать проблемы и материалы, нужно изучать ситуацию.

Были случаи, когда Госавтоинспекция была не права, и я надеюсь, что с моим приходом и, учитывая тот негативный опыт моих предшественников, мы не будем, не станем допускать этих проблем. Но если будут элементы фотофиксации и отпадут элементы коррупции, то я считаю это положительным, и именно поэтому я за нее.

Читайте также по теме