А. Скипальский: «Закон о запрете курения чаще всего нарушают в ночных клубах»

Вот уже полгода в ресторанах, кафе и ночных клубах запрещено курить. Под запрет подпадают, как известно, обычные и электронные сигареты, а также кальян. За это время общественные организации проводили несколько мониторингов, согласно результатам которых более 90% заведений придерживаются требований закона.
О том, как на украинцев повлиял запрет курения в общественных местах, ГолосUA общался с руководителем проекта «Украина без табачного дыма», председателем правления регионального Центра общественного представительства «Жизнь» Андреем Скипальским.
— Повлиял ли запрет курения в общественных местах на уровень потребления табачных изделий?
— Мы располагаем данными Госстата, согласно которым уровень потребления табачных изделий за первый квартал 2013 года упал на 10%. Это в пересчете на сигареты составляет 150 млн пачек.

Об уменьшении уровня распространенности курения мы еще не имеем таких данных, потому что прошло мало времени. Эти данные собирают раз в год, они будут известны в конце года.

Убежден, что часть украинцев, которые стали меньше курить, в результате совсем отказались от курения. Это первые результаты действия этого закона.
Если говорить о выполнении, то мы знаем, что с этим есть проблемы, но за полгода действия закона все же больше побед. По нашим данным, более 90% всех заведений ресторанного хозяйства выполняют закон. Остальные 10% — это эпизодические нарушения, т.е. днем ​​они себя могут вести как сознательные предприниматели, но начиная с часов 10-11-ти ночи могут позволить своим клиентам курить.
Кальян – также проблема. В частности в Госпотребинспекции отметили, что на него вообще нет никакой разрешительной документации.
То есть в целом имеем положительную динамику, но есть и эпизодические нарушения. Перед тем, как закон должен был вступить в силу, многие рестораторы прогнозировали закрытие заведений из-за новых правил, но, по данным специалистов, занимающихся ресторанным консалтингом, наблюдается положительная динамика развития.
— После 3-месячного срока действия закона был проведен мониторинг, по данным которого чаще всего запрет нарушали в барах и ночных клубах. Что-то изменилось с тех пор?
— Проблема остается, как я уже отметил, с кальянами и ночными клубами. Там достаточно высокий уровень нарушений, в половине от общего количества таких заведений разрешают курить, а также предлагают кальяны. По нашему мнению, это происходит из-за того, что они работают в ночное время. Мы сейчас проводим соответствующий мониторинг, результаты которого объявим позже. Будем задействовать Государственную инспекцию по вопросам защиты прав потребителей. Есть идея привлечь Санэпидемслужбу, чтобы специалисты проанализировали качество воздуха в подобных заведениях, а также Антимонопольный комитет. Ведь те заведения, которые не соблюдают закон, имеют конкурентное преимущество над теми, которые его соблюдают.
— Какие способы используют, чтобы обойти запрет?
— Это, может быть, например, курение в салфетку. То есть пепельницы нет, но есть вот такой вариант. Но я убежден, если администрация заведения четко стоит на позиции «не курить», то там никогда не будут курить ни в салфетку, ни еще как-то.
Учитывая то, что, как уже отмечалось, курить стали меньше, табачные компании начинают активизироваться и искать лазейки в законодательстве, чтобы использовать возможности рекламы для продвижения своего продукта. Сейчас в интернете появилась реклама табачных изделий, когда сначала у человека спрашивают, есть ли ему 18-ть, он кликает, а дальше появляется реклама сигарет. Формально они выполнили закон, но мы понимаем, что увидеть такую рекламу может человек любого возраста. Также появились промоутеры табачной продукции. Это тоже не регулируют.
Сейчас мы проводим мониторинг, впоследствии будем обсуждать вопросы регуляции рекламы, делать публичные мероприятия по дискредитации тех СМИ, которые все-таки крутят рекламу сигарет.

Читайте также по теме