- Вот уже полгода в ресторанах, кафе и ночных клубах запрещено курить. Под запрет подпадают, как известно, обычные и электронные сигареты, а также кальян. За это время общественные организации проводили несколько мониторингов, согласно результатам которых более 90% заведений придерживаются требований закона.
- О том, как на украинцев повлиял запрет курения в общественных местах, ГолосUA общался с руководителем проекта «Украина без табачного дыма», председателем правления регионального Центра общественного представительства «Жизнь» Андреем Скипальским.
- — Повлиял ли запрет курения в общественных местах на уровень потребления табачных изделий?
-
— Мы располагаем данными Госстата, согласно которым уровень потребления табачных изделий за первый квартал 2013 года упал на 10%. Это в пересчете на сигареты составляет 150 млн пачек.
Об уменьшении уровня распространенности курения мы еще не имеем таких данных, потому что прошло мало времени. Эти данные собирают раз в год, они будут известны в конце года.
- Убежден, что часть украинцев, которые стали меньше курить, в результате совсем отказались от курения. Это первые результаты действия этого закона.
- Если говорить о выполнении, то мы знаем, что с этим есть проблемы, но за полгода действия закона все же больше побед. По нашим данным, более 90% всех заведений ресторанного хозяйства выполняют закон. Остальные 10% — это эпизодические нарушения, т.е. днем они себя могут вести как сознательные предприниматели, но начиная с часов 10-11-ти ночи могут позволить своим клиентам курить.
- Кальян – также проблема. В частности в Госпотребинспекции отметили, что на него вообще нет никакой разрешительной документации.
- То есть в целом имеем положительную динамику, но есть и эпизодические нарушения. Перед тем, как закон должен был вступить в силу, многие рестораторы прогнозировали закрытие заведений из-за новых правил, но, по данным специалистов, занимающихся ресторанным консалтингом, наблюдается положительная динамика развития.
- — После 3-месячного срока действия закона был проведен мониторинг, по данным которого чаще всего запрет нарушали в барах и ночных клубах. Что-то изменилось с тех пор?
- — Проблема остается, как я уже отметил, с кальянами и ночными клубами. Там достаточно высокий уровень нарушений, в половине от общего количества таких заведений разрешают курить, а также предлагают кальяны. По нашему мнению, это происходит из-за того, что они работают в ночное время. Мы сейчас проводим соответствующий мониторинг, результаты которого объявим позже. Будем задействовать Государственную инспекцию по вопросам защиты прав потребителей. Есть идея привлечь Санэпидемслужбу, чтобы специалисты проанализировали качество воздуха в подобных заведениях, а также Антимонопольный комитет. Ведь те заведения, которые не соблюдают закон, имеют конкурентное преимущество над теми, которые его соблюдают.
- — Какие способы используют, чтобы обойти запрет?
- — Это, может быть, например, курение в салфетку. То есть пепельницы нет, но есть вот такой вариант. Но я убежден, если администрация заведения четко стоит на позиции «не курить», то там никогда не будут курить ни в салфетку, ни еще как-то.
- Учитывая то, что, как уже отмечалось, курить стали меньше, табачные компании начинают активизироваться и искать лазейки в законодательстве, чтобы использовать возможности рекламы для продвижения своего продукта. Сейчас в интернете появилась реклама табачных изделий, когда сначала у человека спрашивают, есть ли ему 18-ть, он кликает, а дальше появляется реклама сигарет. Формально они выполнили закон, но мы понимаем, что увидеть такую рекламу может человек любого возраста. Также появились промоутеры табачной продукции. Это тоже не регулируют.
- Сейчас мы проводим мониторинг, впоследствии будем обсуждать вопросы регуляции рекламы, делать публичные мероприятия по дискредитации тех СМИ, которые все-таки крутят рекламу сигарет.
Комитет ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики рекомендовал принять во...