Кабинет министров рекомендовал Нацкомиссии по регулированию в сфере коммунальных услуг и местным органам самоуправления с 1 января 2014 года пересмотреть тарифы на тепловую энергию и горячее водоснабжение с учетом новых цен на газ. О последствиях этого решения корреспондент ГолосUA расспросил эксперта по вопросам бюджетного законодательства Ассоциации городов Украины Александра Слобожана.
— Александр, какими будут последствия такого решения Кабмина?
— В конце года уже традиционно у нас начинаются проблемы с выплатами зарплат и расчетами за энергоносители. Уже неоднократно мы говорили о том, что когда тариф утверждается специальным национальным регулятором, он не учитывает многие изменяющиеся составляющие. Например, повышается размер минимальной заработной платы. Существует определенное количество людей, которые занимаются, в частности, водоснабжением, и они должны получать зарплату.
Когда утверждается тариф и некоторые его составляющие меняются, а сам тариф не растет – коммунальное предприятие становится убыточным, требующим трансфертов из местного бюджета для его поддержки. Надо осторожно подходить и к повышению, и к снижению тарифов. У национального регулятора есть специальная методика, по которой пересматривают тарифы для каждого предприятия и стоимость услуг, которые предоставляются населению. Они должны быть экономически обоснованы.
— Но в данном случае тарифы снижаются. Куда пойдут сэкономленные средства?
— Если одна из составляющих тарифа уменьшилась, логично, если будет пересмотрен сам тариф в сторону уменьшения. Но здесь, если неправильно посчитать, не оставить инвестиционной составляющей – тариф уменьшится, но ни о каком обновлении сетей, ни о какой реконструкции нельзя будет говорить.
Я бы сэкономленные средства направил на инвестиционную составляющую. Эту небольшую экономию, которая произошла, желательно пустить на обновление сетей. Потому что у нас во многих городах и селах как канализационные, так и сети теплоснабжения очень изношены, не реконструировались еще с советских времен. А ведь многоэтажки строятся, и это создает нагрузку на системы. В том же самом Киеве постоянно случаются какие-то поломки, потому что происходит лишь «точечный» ремонт. В нынешнем тарифе инвестиционная составляющая мизерна.
— Запланированы ли субвенции на разницу в тарифах и стоимости энергоносителей 2014 году и в каком размере?
— Субвенции из госбюджета на эти цели выделяются и составляют гигантские суммы. В прошлом году они были предусмотрены в размере 5,2 млрд гривен, в позапрошлом были направлены в размере почти 12 млрд гривен. На 2014 год предлагалось запланировать вообще в размере 17,5 млрд гривен, но в госбюджете это предложение не нашло отображения в связи с российско-украинскими переговорами по поводу энергоносителей. А 5,2 млрд из—за отсутствия средств погасили векселями. Хотя проблема от этого никоим образом не исчезла. Я же считаю, что результат решения о снижении тарифов будет зависеть от того, какой механизм их возмещения их будет избран.
— Если цена на газ будет меняться ежеквартально, а субвенцию не заложили, что тогда?
— Да, в проекте госбюджета на 2014 год эта субвенция не заложена. Есть два вида расчетов по этой субвенции. Максимальная потребность, как я уже упоминал, составляет 17,5 млрд гривен, такая задолженность ожидается за отопительные сезоны 2012-2013 и 2013-2014 гг. Минимально необходимая сумма составляет немногим больше 8 млрд гривен. Почему ее не закладывали? Профильное министерство подает запрос в Минфин, там это просчитывают и выясняют, есть ли такие средства, для выделения по той или иной субвенции или программе. Когда подавался бюджетный запрос, таких средств в наличии не было. И поэтому в проекте госбюджета это не нашло своего отображения. А когда стали известны позитивные моменты в отношении энергоресурсов (снижение цены российского газа для Украины – ред.), максимальная потребность в сумме субвенции снизилась сразу вдвое.
Эти средства еще могут быть заложены в бюджет после первого квартала, когда будут внесены изменения в проект Закона о госбюджете на 2014 год. Кредиторская задолженность государством все равно ведь выплачивается.
— Вы упомянули векселя. Как можно оценить такой способ расчетов за энергоносители?
— «Новинка» этого года – субвенцию решили погашать векселями. Поэтому не обязательно обозначать ее отдельной строкой в Приложении №3 и №7 к госбюджету на 2014 год. В рабочем порядке эти изменения могут быть внесены в текст госбюджета.
— И векселя для государства выписать – это не деньги найти?
— Совершенно верно. Здесь – главная проблема не у коммунальных предприятий, а у «Нафтогаза», так как рассчитываться с контрагентами приходится ему. И государство может напрямую дотировать НАК «Нафтагаз», а «Нафтогаз» уже спишет задолженность соответствующих коммунальных предприятий. Сейчас избран путь вексельных расчетов. Эти векселя выдаются на срок 5-7 лет, они существуют разные. Фактически, это такой виртуальный взаиморасчет. Ясно, в конечном итоге держателем этих векселей останется «Нафтогаз». Существуют разные схемы дисконтов, кто-то купит и на этом обогатиться, кто-то потеряет. Но это – обычные риски вексельных расчетов.
Для коммунальных предприятий было очень важным, и нам удалось этого добиться – обязать НАК «Нафтогаз» принимать эти векселя. Они были категорически против, хотели получать оплату чистыми деньгами. И до сих пор еще есть инсинуации, когда НАК «Нафтогаз» принимает 70% векселей, а 30% требует деньгами, так как 30% в тарифе – зарплата. Но в статье 22 Закона о госбюджете, уже подписанном Президентом, четко указано: энергогенерирующие компании обязуются принимать векселя, учитывая счет этой задолженности. Надеюсь, что вот эти 5,2 млрд гривен «впишутся» именно векселями, Нацбанк ведь их выпустил.