Как говорится в отчете МЭРТ, «в начале 2016 года прогнозируется рост цен, вызванный инфляционными и девальвационными ожиданиями в связи с напряженными торгово-экономическими отношениями с РФ, а также не предоставлением очередного транша МВФ, обострением военного противостояния и напряжением на валютном рынке". Генеральный директор консалтинговой компании Pro-Consulting в интервью ГолосUA рассказал о результатах исследований на рынках Украины в 2015 году, о характерных тенденциях и прогнозах.
— Александр, исходя из исследований компании Pro-Consulting, какие основные тенденции на украинских рынках вы могли бы обозначить?
— Особенности текущего этапа развития экономики Украины не позволяют говорить об однозначных тенденциях в сравнении с мировыми рынками. Тем не менее, можно выделить особенности в результате исследований. Во-первых, это сокращение промышленного производства основных видов продукции, а также существенное сокращение потребления, потеря крупных рынков сбыта стран СНГ, главным образом – России, рост тарифов, повышающих себестоимость, и ухудшение макроэкономических условий, влияющих на бизнес, что и привело к пересмотру потенциальных и снижению реальных объемов производства продукции. Следует отметить рост сырьевых рынков. Девальвация гривны, низкая стоимость рабочей силы и, как следствие, существенное удешевление украинского сырья за рубежом увеличило спрос со стороны крупных потребителей из развитых стран мира. В особенности данная тенденция ярко наблюдается в АПК. Хотя рост рынка является положительной тенденцией, необходимо с максимально сдержанным оптимизмом относиться к данному явлению, поскольку экспорт лишь сырья приводит, по сути, к потере добавочной стоимости, которая создается вследствие переработки. Также отмечу высокий потенциал энергосберегающих рынков. С ростом тарифов на энергоресурсы существенно увеличился спрос на технологии с применением искусственных источников энергии. Кроме этого, большое количество собственников отечественных предприятий обращает внимание на производство пеллет и брикетов. Учитывая импортное происхождение большей части оборудования для реализации таких технологий и, как следствие девальвации, роста цен на них, пока данный спрос ограничивается выросшим количеством запросов.
— Что можно сказать о показателях общего рынка розничной торговли? По данным Госстата, в январе–ноябре 2015-го года объем розничного товарооборота сократился до 918,38 млрд гривен, что на 21,4 % меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года…
— Мы оцениваем падение розничного товарооборота на 15-17% в денежном выражении. Необходимо учитывать, что данная статистика ведется в денежном выражении, а с учетом роста цен в натуральном выражении падение было более существенным.
— Как рассказал представитель компании GFK Ukraine Дмитрий Яблоновский, в 2015 году потребительские настроения украинцев достигли дна. Что говорят исследования компании Pro-Consulting об объемах рынков в Украине?
— По большинству товаров потребительской группы потребительские настроения действительно ухудшились. Это привело и к сокращению производства в этих сегментах. К примеру, рынок растительного масла, которое является индикатором общих настроений потребителей, поскольку применяется в приготовлении многих блюд, за первое полугодие сократился практически на четверть. Ориентировочно на 13% упал рынок безалкогольных напитков. Учитывая степень проникновения данных рынков в потребительский сегмент, можно говорить об общем сокращении потребления в данных пределах. Особенно чувствительными оказались товары, не относящиеся к сегменту товаров «первой необходимости».
— Каковы показатели спроса населения на товары повседневного потребления и премиум-сегмента? Подтверждаете ли вы, что большинство потребителей стали покупать меньше товаров и продукцию более низкого ценового сегмента?
— Согласно исследованиям компании Pro-Consulting, практически во всех сегментах произошло существенное смещение ценовых потребительских предпочтений. Учитывая инфляцию, которая за год составила 43, 3%, а также несоизмеримый прирост заработных плат, появилась необходимость либо отказа от ряда товаров, либо переориентации на товары низкого ценового сегмента. Стоит также отметить, что в выигрыше здесь оказались ритейлеры, реализующие более дешевые товары по более низким ценам. С 2016 года мы ожидаем начальный этап возвращения к потреблению товаров, которые приобретались до кризиса.
— Согласно данным Pro-Consulting, в январе–ноябре этого года цены в отдельных группах социальных продуктов в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года выросли в среднем на 46,4 %. Приведите цифры относительно подорожания разных групп продуктов…
— Стоит отметить, что разные продукты в 2015 году подорожали по-разному. Причина заключается как во влиянии объективных, так и субъективных факторов. С одной стороны структура себестоимости продуктов питания в Украине различна в зависимости от их вида, с другой стороны, существенное влияние на удорожание продуктов питания оказала инфляция Лидерами по росту цены по итогам ушедшего года (сравнивается с декабрем 2014 года) стали следующие группы товаров: подсолнечное масло +77%, а также безалкогольные напитки +66,1%. Наименьшее подорожание отмечалось в молочных продуктах: творог +22,1% и молоко +22,6%, а также сахар 30,1%.
— Считаете ли вы существенное подорожание обоснованным и почему? Как вы оцениваете ценовую политику торговых сетей в Украине и товаропроизводителей? Совпадают ли ваши оценки с обнародованными данными проверок АМКУ о том, что ритейлеры «накручивали» розничные цены стремительнее, чем росли оптовые?
— Некоторые производители пытались извлечь выгоду из сложной экономической ситуации, другие же – хеджировали риски, связанные с девальвацией гривны. При этом практически все игроки рынка ориентировались на негативный прогноз по курсу доллара и общему экономическому фону в стране. Для того чтобы определить уровень наценки в рознице – необходимо проводить регулярный мониторинг цен и сравнивать цену производителя, а также итоговую цену на полке. Разумеется, что при этом учитываются «запасы» склада. «Накрутки» же со стороны розничных операторов можно объяснить желанием «не проиграть» на закупках. Однако во втором полугодии ситуация выровнялась, не последнюю роль в этом сыграл АКМУ.
— По оценкам Министерства финансов, инфляция на 2016 год ожидается на уровне 12%… Насколько могут вырасти цены в первом и во втором полугодии 2016 года?
— К факторам, которые будут активно влиять на цены можно отнести следующие: экономическая и политическая ситуация, доступ к валюте импортерам, а также наращивание торговых операций экспортерами, ситуация на топливном рынке и удорожание коммунальных платежей. Отдельного внимания заслуживают такие факторы, как отложенный спрос — речь идет о скрытой инфляции из-за низкой платежеспособности населения — и неполучение в прошлом году транша МВФ.
— Что говорят цифры о покупках гражданами изделий легкой промышленности, а также бытовой техники?
— В сегментах легкой промышленности и бытовой техники большая часть 2015 года характеризовалась так называемым «отложенным спросом». В виду серьезного падения реальных доходов потребители активно обращали внимание на проведение различных акций и распродаж в этих сегментах. В связи с этим на рынке отмечалась волнообразная динамика спроса, которая коррелировала с периодами распродаж. Исключением является 1 квартал 2015 года, когда была наибольшая валютная нестабильность, вследствие которой отмечался серьезный всплеск потребительской активности.
— Как оценивается рынок экспорта и импорт в Украину? Есть цифры о том, что за 10 месяцев 2015 года экспорт товаров упал почти на 32%, а импорт – на 32,2%…
— Падение гривны и, как следствие, рост стоимости импортных товаров, а также общее сокращение доходов и расходов населения, привели к существенному сокращению импорта. Что касается экспорта, то ключевую роль в 2015 году отыграл экспорт продукции сельского хозяйства. Как следствие сокращения промышленного производства и уменьшения экспортных поставок в Россию, поставщики были вынуждены заняться поиском новых и перспективных направлений для сбыта своей продукции.
— Ранее вы заявили, что тенденция роста стоимости сельхозпродукции сохранится, поскольку производители будут закладывать в конечную стоимость все возросшие затраты на выращивание и переработку продукции. В то же время, по словам директора Национального научного центра «Институт аграрной экономики» Юрия Лупенко, рентабельность производства большинства сельхозкультур существенно уменьшилась.Какие тенденции на данный момент, характерные для АПК Украины, могли бы назвать?
— АПК является экспортноориентированной отраслью экономики, которая приносит валютную выручку в страну. Соответственно, на стоимость конечной продукции влияют не только внутренние, но и внешние факторы. В целом же мировая цена на зерновые во многом зависит от спроса и предложения. На нее также, безусловно, влияют изменения прогнозов по валовому сбору, а также экспорту продукции. По фьючерсным ценам наблюдается некоторое снижение, однако это объясняется сезонностью в большей степени. Однако, учитывая текущее снижение прогнозов (не только по Украине), возможна коррекция цены в сторону ее увеличения.
— Расскажите об оценке падения рынка ХБИ в 2015 году. Продолжил ли рынок сокращаться?
— В целом спад производства хлебной продукции на рынке Украины начался еще с конца 90-х годов в связи с ухудшением демографической ситуации. Однако существенное влияние на современное развитие отрасли оказывает увеличение доли мелких производителей и пекарен, а также более 50%-ая доля теневого рынка производства хлеба. Тенденция сокращения внутреннего производства сохранялась и в 2015 году. К примеру, за 11 месяцев ушедшего года снижение производства по хлебу и ХБИ составило 10,7% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. Наиболее зарегулированным со стороны государства является сегмент социальных сортов хлеба, при этом он подвержен значительному влиянию цен на сырье (муку). Поэтому значительная часть производителей стараются расширить свой ассортимент продукции, выпуская кондитерские и хлебобулочные изделия либо же экономить на масштабах производства.
— Что вы можете сказать в целом о рынке недвижимости Украины на данный момент?
— В 2015 году цены в валюте на рынке недвижимости переживали процесс коррекции. В долларах, к примеру, столичная недвижимость в среднем подешевела на 15,5%, а в гривне, в некоторых сегментах рост составил около 50%. Соответственно возник отложенный спрос и предложение, рынок пытался уравновесить себя в новых условиях. Разумеется, в таких условиях количество сделок сократилось, ведь многие продавцы недвижимости были совершенно не готовыми принимать новые рыночные цены. При этом покупатели пытались диктовать свои условия. Наибольший эффект от этого наблюдался в сегменте «горячих» продаж. Также в условиях ограниченного доступа к кредитным ресурсам увеличились риски заключения сделки с недобросовестными застройщиками.
— Исходя из исследований, о каких выводах относительно экономики Украины можно вести речь?
— На данный момент можно говорить, что 2015 стал годом пика экономической нестабильности в Украине. Хотя кризисные тенденции в ряде отраслей и экономике в целом в 2016 году продолжатся, есть ресурсы для ожидаемого восстановления экономики. Скорость изменений в стратегических отраслях пока невысокая, однако, уже в текущем году хотелось бы увидеть положительные результаты для украинского ВВП.