Национальная опера Украина закрыла свой очередной сезон аншлаговыми гала-концертами с участием оперных звезд и талантливых молодых исполнителей. О планах первого музыкального театра страны на новый театральный сезон, а также о ближайших зарубежных гастролях ГолосUA рассказал главный режиссер Национального академического театра оперы и балеты Украины, народный артист Украины Анатолий Соловьяненко.
— Анатолий Анатольевич, чем знаменателен и чем тревожен был завершившийся сезон Национальной оперы Украины? Насколько финансово успешным был этот сезон для театра, учитывая всеобщий кризис и затратность создания оперного продукта?
— В завершившемся 148-ом сезоне в работе оперной труппы театра следует выделить три основных направления. Первым из них, конечно же, является пополнение репертуара новыми постановками — и такой знаковой премьерой сезона стала опера Дж. Верди «Набукко». Эта постановка была осуществлена театром совместно с Посольством Итальянской Республики в Украине и Итальянским институтом культуры в Киеве. Кроме прекрасной, гениальной музыки великого Верди этот спектакль очень актуален для современной Украины — на примере еврейского народа. В нем демонстрируется тот путь, который каждый народ проходит на разных исторических этапах, на пути за свою самоидентификацию и право на существование. Возможности реализации такого масштабного проекта сопутствовало участие в нем поистине великой украинской певицы, признанной миром, — Людмилы Монастырской, которая приняла участие в премьерных показах.
Вторым важным для нас направлением был запуск проекта «Украинские оперные звезды в мире», который, кстати, анонсировал ГолосUA. В рамках этого проекта в более чем 20 репертуарных спектаклях театра на протяжении сезона приняли участие украинские оперные певцы, работающие на лучших оперных сценах мира — Виталий Билый, Александр Цимбалюк, Михаил Дидык, Ольга Микитенко, Евгений Орлов, Мариан Талаба, Валерий Мурга, Зоряна Кушплер, Елена Белкина. Выступление каждого из этих певцов на киевской сцене имело серьезный резонанс в музыкальной жизни Киева.
Третье направление — тематические концертные программы из редко исполняемых произведений классиков – «Гала Россини», «Гала Чайковский», а также проект «Волшебный мир оперетты», в котором наиболее известные произведения этого жанра звучали в исполнении лучших солистов театра.
— Лето для разных театров было в прежние времена прежде всего периодом насыщенных гастролей. Есть в этом году ли возможность поехать на гастроли? И часто ли зарубежные импресарио приглашают наш театр за рубеж и что в первую очередь привлекает их из нашего репертуара?
— Лето — период гастролей небольших антреприз по курортным городам. Это никак не относится к гастролям крупных театральных трупп. Кроме того, в виду общих экономических тенденций, гастрольная деятельность больших коллективов постепенно сокращается. Такие театры, как, к примеру, Венская опера, «Метрополитан Опера», «Ла Скала», «Ковент-Гарден» не гастролируют в принципе — гастролируют отдельные постановщики и исполнители. Исключением можно считать разве что гастроли «Ла Скала» в Москве несколько лет назад. Что касается нашего театра, то на протяжении следующего сезона у нас будет несколько серьезных поездок — как в Европу так и в Страну восходящего солнца — Японию. Однако основной для нас является работа для нашего зрителя в Киеве.
— В вашей оперной труппе за последнее время появилось немало сильных молодых голосов ? Кого хотели бы выделить лично вы? С кем из них связаны планы на новый сезон?
— Бесспорно, хотелось бы отметить таких молодых солистов, как Валентин Дытюк, Сергей Ковнир, Александр Милев, Александр Мельничук, которых уже знает и любит киевская публика. Буквально в последние дни сезона открытием для нас стала сопрано Ксения Бахритдинова — думаю, она в полную силу раскроется в следующем сезоне.
— Как Национальная опера реагирует на вызовы времени — в частности, на популяризацию национальной музыки — классиков и молодых авторов? Кто из молодых украинских композиторов сегодня интересен нашему Национальному театру?
— Сегодня в оперном репертуаре театре 4 поставленных мною оперных произведений национальной музыкальной классики – «Наталка Полтавка» Н. Лысенко и «Запорожец за Дунаем» С. Гулак-Артемовского, для которых мы с Мирославом Скориком создали новые музыкально-сценические версии, а также «Моисей» М. Скорика и «Ярослав Мудрый» Г. Майбороды. В следующем сезоне мы планируем совместный проект с музыкальны агентством «УХО», в рамках которого покажем в течение сезона три современных оперных произведения — два именитых итальянских мастеров, а третье — молодого талантливого украинского композитора Максима Коломийца.
— Как, на ваш взгляд, отразится «внедрение» контрактной системы на труппе театра? Возможно, с некоторыми артистами придется расстаться?
— Контрактная система позволит открыть путь молодым талантливым исполнителям, которые вынуждены были уезжать в поисках работы из Украины, в то время как ряд ставок в украинских театрах заняты теми, кого нельзя выпускать на сцену. Но, это, безусловно, не может и не будет носить массового характера. Этого стоит бояться только тем, кто не способен сказать свое слово в искусстве и годами получал зарплату, прячась за юридическими «загогулинами» КЗОТа и коллективных договоров. Еще раз повторюсь, что таких людей единицы и в каждом коллективе им знают цену.
— Больной вопрос… О Донецке, с которым связано много славных страниц в жизни вашего легендарного отца. Известно ли вам, что происходит в том театре, который носит его имя?
— Вопрос действительно больной. С большой болью наша семья переживает то, что происходит в Донецке. К сожалению, никакой информации, кроме общедоступной, о театре я не имею. Понимаю, что людям тяжело, люди попросту боятся многого.
— Традиционный вопрос о планах театра на новый сезон. Чем Национальная опера будет удивлять? Какие мировые оперные звезды, наши соотечественники, приедут вскоре на главную музыкальную украинскую сцену?
— Если все сложится успешно, на что очень надеюсь, сезон будет насыщен премьерами. Уже в октябре состоятся премьеры опер «Служанка-госпожа» Перголези (режиссер — Тамара Трунова — для Тамары это будет дебют на оперной сцене) и «Джанни Скикки» Пуччини (в постановке главного режиссера Одесской оперы Оксаны Тараненко), в декабре оперная труппа, хор и симфонический оркестр театра подготовят «Реквием» В.-А.Моцарта (дирижер Н. Дядюра, хормейстер Б. Плиш). В феврале планирую осуществить постановку оперы Н. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери», а весной — оперу Дж. Пуччини «Флория Тоска» (совместно с Н. Дядюрой и сценографом М. Левитской). Есть предварительная договоренность об участии в премьерных спектаклях Людмилы Монастырской. Проект будет осуществляться при традиционной поддержке наших итальянских партнеров.
Кроме того, мы продолжим сотрудничество с инициативной группой «Культурный проект», которые делают курс лекций об оперных сочинениях, а также практику приглашения получивших признание в мире оперных певцов — их графики сейчас уточняются, и эта информация будет оперативно появляться на нашем сайте и официальной страничке в Facebook.