Недавно Минкульт решил стимулировать работу Национальных театров. Сначала даже были версии о вероятном акционировании таких театров, но вовремя остановились. Несмотря на все, Национальные театры недавно получили со стороны ведомства так называемый «план действий» на будущее: что делать, чтобы сохранить высокий государственный Национальный статус? На эту тему, а также на темы ближайших творческих проектов первой музыкальной сцены Украины, главный режиссер Национального академического театра оперы и балета Украины имени Т. Г. Шевченко в Киеве Анатолий Соловьяненко побеседовал с корреспондентом ГолосUA.
— Анатолий Анатольевич, недавно министр культуры в Facebook обнародовал несколько тезисов — будущих требований к работе Национальных театров… Прокомментируйте некоторые из озвученных положений — наличие 20% современного репертуара… На ваш взгляд, это реально?
— Руководители всех театральных коллективов получили опубликованные предложения для ознакомления и внесения своих предложений. Очень важно, что руководитель отрасли избрал именно такую демократичную модель, а не императивную. Музыкальное направление курирует советник министра Галина Григоренко — очень позитивный и интеллигентный человек. За менее чем полгода работы в отрасли она снискала авторитет и уважение. Она настроена на диалог и поиск оптимальных решений.
Что касается самих инициатив, то, мне кажется, критерии все-таки будут несколько варьироваться в зависимости от профиля того или иного учреждения культуры – к примеру, количество высококачественных современных драматических произведений (и национальных, и зарубежных) несоизмеримо выше таковых в оперном формате. Думаю, такие факторы должны быть учтены.
— Какие оперы и балеты, начиная с 1950-х годов, не устарели и их можно смело брать в репертуар?
— Я бы смотрел на это несколько шире. Вопрос не только в том, что не устарело, а и в том, что именно интересно зрителю, причем в конкретном городе. Можно прекрасно поставить замечательное произведение, а на третий показ получить пустой зал. Одно и то же произведение может пользоваться большим успехом в Германии и не иметь такового в Украине. Даже в разных городах одной страны вкусы зрителя могут быть разными. В то же время каждый театр имеет финансовые показатели, которые должен выполнять.
— Какие произведения уже под печатью «декоммунизации»?
— Что касается декоммунизации, то часть украинского оперного репертуара, написанного во второй половине прошлого столетия, безусловно, не может быть поставлена. К примеру, «Арсенал» и «Милана» Г. Майбороды, «Прапороносці» А. Билаша и ряд других произведений.
Мне бы казалось правильным создать своеобразную грантовую лабораторию современного оперного искусства. Думаю, при выделении целевого бюджетного финансирования за это могла бы взяться Национальная музыкальная академия Украины. Там очень прогрессивный ректор Максим Тимошенко. На базе оперной студии многие произведения современных авторов могли бы впервые увидеть «свет рампы», а молодые режиссеры получили бы отличную возможность практиковать и проявить себя. Уверен, такие постановки были бы очень полезны и студентам-вокалистам, они стали бы для них прекрасной практической базой. После спектакли, которые бы снискали успех у зрителя, продержались бы с аншлагами 10-12 показов на протяжении сезона. Они могли бы претендовать на включение в репертуар ведущими оперными театрами страны. Такой подход был бы экономически и стратегически оправданным.
— По карману ли они нашему театру сегодня привлечение международных знаменитостей в украинские проекты? Какой гонорар, например, у Боба Уилсона, который ставит оперы в Америке и Европе?
— Сама идея прекрасна и, безусловно, должна быть поддержана. Гонорар конкретного постановщика договорной и является коммерческой тайной. Сами театры с этим финансово не справятся. Гонорары «топовых» постановщиков в оперном мире – это от 30 до 100 тысяч долларов/евро. К этому нужно добавить налоги (около 50% от суммы), перелеты, несколько недель проживания, услуги переводчика и т. д. Такие расходы билетами окупить нереально, что приведет к неприятностям для директоров театров с контролирующими органами. Важно, чтобы была возможность дополнительно предусматривать такие расходы в бюджетных ассигнованиях, выделяемых органом управления, на содержание (финансовую поддержку) театра. Это должно быть прописано в ряде нормативно-правовых документов. Мне казалось бы правильным, если бы Министерство провело соответствующее совещание по этому вопросу.
— Вообще, возникают ли в театре вопросы в плане гонораров?
— Как известно, в штате киевского оперного театра по-прежнему остается всемирно известная оперная звезда Людмила Монастырская, и с ней никогда не возникает проблем в вопросах гонорарной политики.