Основные показатели экономики не радуют: падение в первом квартале 2014 года ВВП на 1,1%, промышленного производства на 5,3%, рост инфляции до 10,9. За иллюзию стабильности курса банки заработали дороговизной своих пассивов, страна — потерей золотовалютных резервов, экономика — почти 25-месячным падением промпроизводства. ГолосUA расспросил главу Ассоциации украинских банков Александра Сугоняко на сколько упали прямые инвестиции в стране и какие проблемы сейчас переживает банковская сфера.
— Александр Анатольевич, каков, на данный момент, уровень падения украинской промышленность, в частности металлургия, машиностроение?
— Машиностроение упало очень серьезно за 4 месяца на 18%. На 10,4% упала химическая промышленность, а металлургия на 11%. Это связано с состоянием конъюнктуры на международных рынках, но в первую очередь – это связанно с с вооруженной агрессией России против Украины.
Падает даже природная промышленность, в том числе, переработка АПК. Это очень плохой сигнал. Нужно чтобы правительство начало беспокоиться за то, что мы имеем общее в стране. Нужна работа и осознание общих интересов, а не видеть только свои собственные.
— Какая сфера, наоборот, показывает рост товарооборота?
— Сельское хозяйство показывает рост порядка 5%. Также не упала электроэнергия, но это из-за того, что она является привлекательной для иностранных инвесторов.
— Насколько упали прямые инвестиции в стране по сравнению с прошлым годом?
— Инвестиции упали серьезно, немного меньше миллиарда гривен. Это говорит о том, что это очень серьезная угроза для курса гривны и демонстрация того, что Украина не пригодна для инвестиций.
— Александр Анатольевич, какие проблемы сейчас переживает банковская сфера? Насколько упали расходы банков?
— По состоянию на 1 июня, банковские убытки составляют 4,45 млрд грн. В банковской сфере стали очень дорогие депозиты, а их активы — дешевыми. Валютная часть кредитов еще очень большая и через девальвацию гривны их возвращение ослабилось, что привело к уменьшению капитала многих банков. Это наши глобальные проблемы.
Следующее – это отток депозитов, вызванный паническими настроениями, войной и негативными посылами, ожиданиями. В Крыму мы потеряли 20 млрд активов, что привело к природному падению экономики.
В качестве позитива, прирост депозитов составил 1,3 млрд, если не брать во внимание Крым и Луганскую, Донецкую область. Если бы не было военной агрессии России против Украины мы бы значительно легче выходили бы с этого кризиса.
— Доверие к банковской системе пропало еще с 2008 года, когда был кризис. На каком уровне доверие к украинским банкам сейчас?
— Про доверие сейчас вообще говорить нельзя. Оно находится на самом низком уровне и его нужно восстанавливать. У нас нет коллективного мышления, нет чувства локтя. Эти барьеры однозначно нужно менять. Доверие может возникать только тогда, когда между нами есть правда. И правда будет действительно нужна тогда, когда всем будет плохо и придется ставить честный диагноз. Потребность требует честности и она будет реализована, но когда — неизвестно.
— Эксперты прогнозируют в этом году минусовой рост ВВП, а как его оценивает правительство Украины?
— Арсений Яценюк говорит, что в следующем году ВВП уже будет +3%, а в этом году будет -5%. Но я не знаю, на каких основаниях он это говорит. Я хочу услышать от них когда мы поднимем ВВП до уровня 2007 года или до 1990го. Это проблема украинской стратегии, которая у нас отсутствует.