- В течение 7-17 декабря в Украине будет находиться миссия Международного валютного фонда. Представители Фонда во главе с председателем Кристофером Джарвисом приедут для переговоров по новому соглашению stand-by. Как известно, в 2010 году Украина в целом получила 3,39 миллиардов долларов кредита, после чего выделение средств «заморозили», поскольку украинская сторона не выполнила требований, выдвинутых МВФ.
- О перспективах получения очередного транша кредита от МВФ и состоянии украинской экономики в целом, «ГолосUA» общался с президентом Ассоциации украинских банков Александром Сугоняко.
- /> — Вскоре в Украину должна прибыть миссия МВФ для переговоров по новому соглашению stand-by. Что это может означать для страны?
-
— Честно говоря, с чем едет конкретно эта миссия, каким будет уровень переговоров и кто примет в них участие, не могу сказать. Общие требования известны. Должен быть соответствующий дефицит бюджета, а у нас он будет, по словам самих чиновников, в 2,6 раза больше, чем они планировали. Это также поднятие цены на газ для населения. - Уже декабрь, а у нас нет бюджета на следующий год, мы еще не определились, какой у нас курс будет заложен. Также нет нового правительства. Пока нет и денежно-кредитной политики на следующий год. Нужны сначала ответы на вопросы о том, кто будет возглавлять правительство, с какой программой они идут.
- — В целом какие перспективы у Украины получить кредит от МВФ?
-
— В первую очередь, надо будет согласиться с повышением цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Не думаю, что это будет для власти желательно – уже ведь начинается президентская кампания. Думаю, обязательными условиями будут и соответствующий дефицит бюджета, и плавающий курс, плюс определенные требования по инфляции. Это все очень трудно будет выполнить и оставаться политически привлекательными. -
— Если у нас такие туманные перспективы в решении этого вопроса, существуют ли какие-то альтернативы, иначе говоря, откуда брать средства? -
— Это отдельная тема — что нужно делать в этой ситуации. Надо отказываться от абсолютно вредной и опасной для украинской экономики политики дорогих денег. Надо признать, что она была ошибочной, что у нас уменьшились объемы промышленного производства, а в третьем квартале уменьшился и ВВП. И мы не выполним показателя развития экономики 3,9% роста ВВП. Это все последствия непродуманной политики удержания курса. Айсберг проблем, который был спрятан такой политикой, после выборов выползает во всем своем величии. Ясно, что, если мы отказываемся от политики дорогих денег, тогда нужно думать о структурных сдвигах в экономике, о справедливом распределении ответственности, иначе говоря, о том, кто будет платить за проблемы, которые были созданы. А то ведь у нас 15% (предлагаемый налог на продажу валюты. — ред.) — это попытка за счет бедных людей решить проблемы с курсом. Очевидно, что нужно реально запускать обязательную продажу валюты экспортерами, так как до сегодняшнего дня существует много вопросов относительно того, как выполнять соответствующее постановление Национального банка. -
— Учитывая ситуацию, которая сложилась, можно ли спрогнозировать, что будет дальше с гривной и валютным рынком? -
— Судя по всему, к тому времени, пока не будет сформировано новое правительство, Национальный банк будет любой ценой пытаться держать курс в пределах 8,4 грн/долл. - Если сейчас девальвировать курс в соответствии с объективной потребностью, то ясно, что кто-то за это должен отвечать. Кто будет отвечать за сожженные валютные резервы? Мы дошли до критической черты по валютным резервам: было более 38 миллиардов в 2011-м, сегодня уже, наверное, в пределах 26 миллиардов. То есть мы очень дорого заплатили за это все: пострадали и бюджет, и экономика, и валютные резервы. Если сейчас обвалить курс, то ясно, что все это может «посыпаться» на председателя Национального банка, как того человека, который выполнял указания удерживать курс.
Отмечается, что фактическая потребительская инфляция в декабре 2024 года была выше прогноза...