Мария Мамаева
06:02 10/07/2013

А. Сушко: «Упрощение визового режима никаких революционных изменений не несет»

С 1 июля в Украине начали действовать изменения к Соглашению об упрощенном порядке оформления виз украинским гражданам для посещения Евросоюза. Об очередном «прорыве» страны на пути к визовой либерализации писали и говорили очень много, однако на практике население не почувствовало каких-то особых сдвигов. Более того, в разгар отпускного сезона украинцы начали жаловаться на требования отдельных консульств предоставлять дополнительные документы, удостоверяющие факт пребывания в стране при использовании предыдущих виз. О том, кому же все-таки получать визы стало легче, а в каких случаях процедура усложнилась, ГолосUA рассказал научный директор Института евро-атлантического сотрудничества Александр Сушко. 
— Господин Сушко, почему обещанная либерализация не облегчила процедуру получения визы преимущественному большинству украинцев?
— Это изменения к уже измененному соглашению, которое действует уже давно, и никаких революционных изменений они в себе никоим образом не несут. Некоторыми изменениями Украина даже не может воспользоваться. Биометрические паспорта, например: Евросоюз соглашается пускать украинцев с биометрическими служебными паспортами, но таких паспортов в Украине нет.
— Что же тогда либерализировали?
— Несколько упрощается ситуация с несколькими категориями граждан. То есть, если ранее было 14 льготных категорий граждан, то сейчас их становится 18. Например, ранее речь шла о льготном оформлении виз только для журналистов, теперь же – для журналистов и технического персонала. Затем общественные активисты – сотрудники общественных организаций, которые едут с целью участия в конференциях, семинарах, тренингах. Раньше такой категории не было. Еще одна льготная категория – это религиозные союзы, паломники. Они также получают визы по упрощенной схеме. Некоторые статьи (в новых правилах – ред.) уточняются – относительно многоразовых виз, долгосрочных виз.
— Почему появились новые требования от отдельных консульств? Например, наиболее лояльные поляки стали требовать чеки или билеты, удостоверяющие факт посещения страны в период действия предыдущих виз.
— В индивидуальных случаях это бывает. Просто к полякам были огромные претензии со стороны немцев и других шенгенских стран. Потому что Польша выдает шенгенские визы всем, кто обращается, а потом люди с этими визами едут куда угодно, и в Польшу им совсем и не нужно. Вообще-то шенгенская виза вообще-то дает право пребывания во всех странах ЕС, но гражданин должен иметь цель поехать именно в эту страну, иначе ему не должны выдавать визу.
С точки зрения тех же немцев часто складывается так картина, что польская виза использована только для поездок в Германию, поэтому это вопрос разборок в середине шенгенских стран. Это уже следствие того, что к полякам предъявляется масса претензий относительно того, что они выдают много таких виз, поэтому при следующем оформлении визы, особенно когда они не видят польских штампов на польской визе, то они обращаются и просят еще дополнительные документы. С точки зрения закона это допустимо. Я не думаю, что это началось сейчас. В прошлом году было то же самое. Именно в прошлом году немецкие полицейские начали выявлять большое количество людей с польскими визами шенгенскими, в которых не было никаких отметок о пребывании в Польше. Каждый конкретный случай комментируется отдельно, какой-то общего регуляции по требования дополнительных документов не было.
— А вот уже упомянутые вами биометрические паспорта – какие перспективы у Украины в этом направлении?
— Украина – единственная страна (на постсоветском пространстве – ред.), где нет биометрических паспортов. Вопрос в том, что все возможности для введения паспортов – я имею в виду технические, технологические – уже давно есть. Другое дело, что эта сфера является максимально коррупционной. Вот собственно, коррупционность этой сферы и привела к тому, что пострадали имидж государства и население.

Читайте также по теме