- Помнится, как во время парламентской предвыборной кампании Арсений Яценюк клялся, что лично отвечает за каждого кандидата в нардепы от «Батькивщины». Политик рьяно уверял, что «тушек» в его рядах в этом парламенте «уж точно не будет…». Возможно, это совпадение, возможно, мы, журналисты, и, в частности, избиратели что-то не так поняли, но именно из партии «Фронт змін», возглавляемой Яценюком, начали «бежать» в первую очередь. В первый же день работы нового парламента бизнесмены отец и сын Александр и Андрей Табаловы отказались войти во фракцию «Батькивщины» и получили статус самых скандальных новичков этой Рады. Но они стали далеко не последними в списке тех, кто со временем «дрейфанул» из-под «оппозиционного крыла». Что побуждает депутатов к этому шагу и действительно ли Арсений Яценюк теряет контроль над фракцией, в интервью ГолосUA рассказал Андрей Табалов.
- — Андрей Александрович, как вы считаете, кто виноват в том, что из оппозиции бегут? Могут ли в нынешних условиях бизнесмены вообще быть в оппозиции?
- Сейчас люди идут не из оппозиции, они идут от конкретных вождей. А эти вожди вместо того, чтобы сесть за стол и спокойно выслушать позицию своих соратников, с которыми бок о бок прошли выборы, клеймят их предателями. Это удобная форма, чтобы снять с себя ответственность. Вы можете почитать интервью тех, кто вышел из «Батькивщины», в которых они говорят, что пытались достучаться до лидеров, но их не слышат, поэтому они и хлопнули дверью. Стоит заметить, что они остаются оппозиционерами. И я знаю, что идут переговоры о создании оппозиционной депутатской группы. Посмотрим! Если в «Батькивщине» не сделают выводов, скоро внефракционных оппозиционеров в парламенте может стать больше, чем депутатов во фракции объединенной оппозиции.
- — Действительно ли сейчас Арсений Яценюк потерял контроль над фракцией «Батькивщина»? Видим последние голосования оппозиционеров в Верховной Раде (голосование о недоверии правительству – Авт.). Кстати, тех, кто не поддержал данное решение, хотят исключить из фракции…
- Возможно, даже, что часть депутатов фракции получила от руководства разрешение голосовать иначе, чем основной состав… Об их исключении из фракции за несоблюдение дисциплины пока только говорят. Хотя такой шаг был бы логичным. Очевидно, в «Батькивщине» некоторым депутатам санкционировано право демонстрировать меньшую оппозиционность. Наконец, стоит посмотреть, кто возглавил парламентские комитеты, кто занимает дублирующую должность первого заместителя председателя комитета, чтобы понять, у кого есть индульгенция не критиковать власть.
- — Оппозиционеры утверждают, что «уговаривают» переходить на сторону власти, в первую очередь, нардепов-бизнесменов. Действительно ли люди идут из оппозиции только под «прессингом»?
- Могу говорить только за себя — решение о том, чтобы не входить во фракцию «Батькивщина» принимал самостоятельно, никакого давления на меня не было. И время доказывает, что оно было верным. Относительно других — не могу утверждать. Но то, что некоторые из тех, кто вышел, до сих пор остаются в оппозиции, я могу предположить, что их выход был мотивирован не давлением, а внутрифракционными разногласиями.
- Оппозиция должна быть альтернативой провластного большинства и предлагать собственный взгляд на решение проблем. Но убеждать в своей правоте с парламентской трибуны, а не блокировать ее. Провал голосования за отмену пенсионной реформы показал, что альтернативные идеи у оппозиции есть, но с их реализацией большие проблемы. Для выполнения одного из главных обещаний избирателям не хватило всего три голоса, которые недодали оппозиционеры «с индульгенцией». Вот такие «провалы» и являются тем «прессингом», что заставляет задуматься депутатов из оппозиционных фракций. Особенно мажоритарщиков, которым нужно смотреть избирателям в глаза. Возникает парадоксальная ситуация. Ведь оппозиция блокировкой добилась принятия только одного решения — о персональном голосовании. Все остальные требования не проходят раз из-за нехватки дисциплины или отсутствие желания у самих оппозиционеров. Хочешь или нет, но начинаешь задумываться о «договорняках».
- — Какие у вас сейчас отношения с «бютовцами»? С кем-то из них общаетесь, дружите? С Яценюком, кстати, был разговор после вашего демарша?
- С ним разговора не было. Мне не о чем говорить с человеком, который в каждом, кто имеет собственное мнение, видит предателя и считает всех вокруг виновными, кроме себя. Относительно рядовых членов «Батькивщины», то отношения рабочие. Работаем в комитете, общаемся в кулуарах.
- — Многие называют парламент «клубом по интересам». Вы ощутили это, попав сюда впервые?
- Для меня, как для мажоритарщика, депутатский мандат — это, прежде всего, возможность реализовать ожидания избирателей. Что же касается коллег, которые пришли в Верховную Раду решать собственные бизнес-вопросы, то оценку их «продуктивной» работе дадут избиратели через пять лет. Избиратели хотят видеть конкретные результаты нашей работы, но не в виде заблокированной несколько месяцев трибуны или драк. Обратите внимание, ярые призывы работать на благо народа звучат именно от тех, кто умеет только имитировать бурную деятельность. Мое предложение поработать дополнительную неделю в сессионном режиме депутаты даже не рассмотрели на регламентном комитете.
- — Можно ли в этом парламенте конкретному депутату что-то реально сделать для людей? Или речь идет лишь о решении своих бизнес-интересов?
- У народного депутата достаточно рычагов для реализации заявленных на выборах программ. Внесение законопроектов, направления депутатских запросов, инициирование вопросов об ответственности правительства, генерального прокурора, заслушивание отчетов правительства — все это позволяет решить множество проблемных вопросов. Часто даже изменение одной-двух статей в действующем законе существенно облегчает жизнь предпринимателям, уменьшает налоговое давление, повышает защиту социальных групп. В частности, наш комитет по вопросам налоговой и таможенной политики уже одобрил законопроекты, которыми упрощается процедура начала бизнеса, освобождается от налогообложения недвижимость семей опекунов и воспитателей детей-сирот, и отклонил инициативы обложить депозиты граждан. Разве это не реальные дела? Эти решения касаются сотен тысяч человек. Недавно с депутатами из Кировоградщины мы создали межфракционную группу и будем вместе работать над решением проблем нашего региона. Я уже направил несколько депутатских запросов, в частности о выделении средств на расчистку русла реки Ингул. Кировоградцы ждут решения этой экологической проблемы уже добрый десяток лет, надеюсь, дело все-таки сдвинется с места. Обидно, правда, что в это объединение не вошли оппозиционеры от «Батькивщины» и «Свободы».
Служба безопасности Украины совместно с прокуратурой нейтрализовала организованную группу, которая держала в...