В феврале 2021 года Верховная Рада поддержала в первом чтении законопроект № 3908-1 об усилении административной ответственности за совершение домашнего насилия. «За» проголосовали 328 нардепов. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что в течение 2019 года суды вынесли более 44 тыс. решений о наложении штрафа за домашние насилие. Законодатели считают, что штраф лишает члена семьи средств к существованию и предложили другой вариант наказания: обидчику назначаются общественные работы с оплатой, которая поступает жертве агрессора. О новшествах, которые вносит законопроект, в интервью ГолосUA рассказал управляющий партнер юридической компании «Тарасов и партнеры», адвокат Андрей Тарасов.
— Андрей, какими должны быть действия, чтобы квалифицировать их как домашние насилие?
— Для начала определимся, что такое домашнее насилие. Согласно закону, это умышленные систематические действия сексуального, физического, экономического или психологического насилия в кругу семьи, в отношении бывших супругов или лиц, с которыми ведется общее хозяйство. Домашним насилием также считаются угрозы или бездействие членов семьи на население в отношении их родственника. Как видим, домашнее насилие — это довольно обширное понятие. К примеру, если муж отбирает все деньги у жены, которая находится в декрете, и пропивает их – это насилие. Если партнер строго следит за тратами второй половинки, и не дает приобретать базовые вещи, заставляя на всем экономить, – это насилие. Если один из партнеров жёстко контролирует действия и передвижения другого, запрещая работать или учиться – это насилие. Рукоприкладство, принуждение к сексу – это насилие. Угрозы физической расправы, лишение дома и документов – это также насилие.
— Какие доказательства нужно предоставить в суде, чтобы суд признал факт домашнего насилия?
Показания очевидцев, результаты судмедэкспертизы, документальное подтверждения угроз или факта насилия.
— Согласно положениям законопроекта, суды будут рассматривать дела о домашнем насилии без присутствия агрессоров. Правильно ли это?
— С одной стороны, такая инициатива имеет смысл, так как домашние насильники – искусные манипуляторы и способны все свои действия правдоподобно оправдывать. Не выгнал из дома — а сама ушла. Деньги на отбирал, а предотвращал расточительство. Но с другой стороны, по этой статье могут привлечь к ответственности невиновную сторону. Без присутствия в суде она может быть осуждена неправомерно.
— Если закон примут, то как будут наказывать за домашнее насилие военных и полицейских, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов?
— Законопроект № 3908-1 предлагает приравнять полицейских и военнослужащих в вопросах домашнего насилия к «обычным людям». То есть, они будут нести ответственность на общих основаниях. Это хорошая инициатива, так как сейчас для того, чтобы ответить перед законом, им требуется нанести жертве физический вред, тогда как психологическое и экономическое насилие остается безнаказанным. Сейчас за первое такое нарушение агрессору может грозить штраф от 10 до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан или общественные работы на срок от 30 до 40 часов. Повторение этого нарушения светит штрафом от 20 до 40 необлагаемых минимумов доходов граждан или общественными работами на срок от 40 до 60 часов.
— Законопроектом также вводятся общественные работы для домашних тиранов. Законодатели решили, что если обидчик просто будет платить штраф, то это ударит по семейному бюджету, а вот если он будет работать и получать за это какие-то деньги, отдавая их потом жертве, то это будет справедливо. Целесообразно ли это новшество?
— Вполне. Мы же помним, что многие наши сограждане или не работают, или работают неофициально. Потому добиться от них уплаты штрафа или долга просто нереально. Если человек не может выплатить штраф, пусть работает – заодно будет у него время подумать над своим поведением.