А.Тарасов: «Налоговики будут получать данные о банковских операциях граждан без лишних задержек»

В Верховной Раде Украины (ВРУ) в сентябре 2020 года был зарегистрирован законопроект №4073, цель которого – обеспечить доступ к банковской тайне Госналоговой службе Украины. Если депутаты проголосуют за него и будет принят закон, налоговики смогут видеть полную информацию по банковским операциям украинцев, том числе и их сбережения на банковских счетах. Об этом в интервью ГолосUA рассказал управляющий партнер юридической компании «Тарасов и партнеры», адвокат Андрей Тарасов.

— Андрей, какие данные по банковским операциям украинцев доступны налоговикам сейчас и какие данные по каким банковским операциям физлиц и юрлиц будут доступны налоговикам, если закон примут?

— Сейчас у фискалов есть доступ к информации о счетах физических и юридических лиц. Более детальную информацию они могут получить, только по решению суда. Если законопроект будет принят, налоговики по письменному запросу смогут видеть операции по счетам определенного лица, его контрагентов, и назначения платежей.

— Если говорить о содержимом банковских ячеек, как вы думаете, на них тоже будет распространяться действие закона, если его примут?

—  В законопроекте № 4073, который был включен в повестку дня парламента 16 января 2021 года, сказано только о раскрытии информации по банковским операциям конкретного физического или юридического лица, субъекта предпринимательской деятельности, с указанием контрагентов и назначения платежей. На сегодняшний день в законе «О банках и банковской деятельности» (статья 62) сказано, что информация о содержимом ячейки раскрывается государственным и частным исполнителям на их письменное требование по вопросам исполнения решения судов и решений, которые подлежат принудительному исполнению в соответствии с Законом Украины «Об исполнительном производстве».

Кроме того, после смерти владельца справки о движимом имуществе, которое хранится в ячейке, банк может выдавать нотариусам, должностным лицам местного самоуправления, уполномоченным на совершение нотариальных действий, иностранным консульским учреждениям для совершения такими лицами нотариальных действий по охране наследственного имущества, по выдаче свидетельств о праве на наследство, о праве собственности на долю в общем имуществе супругов в случае смерти одного из супругов.

— В начале 2020 года НБУ упростил порядок раскрытия банковской тайны в соответствии с нормами закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и наказания за приобретение таких активов». Кто попал в список этих лиц? Это список из конкретных фамилий? Это список людей, в отношении которых открыты уголовные производства – если открыты, то какими правоохранительными органами?

— Нет никаких конкретных списков фамилий. Теперь, к примеру, представители прокуратуры, Нацполиции, СБУ, НАБУ, которые ведут расследования, для получения доступа к банковской тайне больше не должны идти в суд. Согласно Постановлению НБУ №13, на основании письменного требования, банки обязаны раскрыть информацию об:

  • операциях по счетам конкретного юридического лица или физического лица — субъекта предпринимательской деятельности за конкретный промежуток времени — органам прокуратуры Украины СБУ, ГБР, Национальной полиции, НАБУ, Антимонопольного комитета Украины
  • операциях по счетам или без открытия счетов конкретного юридического лица, физического лица — субъекта предпринимательской деятельности или физического лица за конкретный промежуток времени с указанием контрагентов — органам прокуратуры Украины, ГБР, Национальном антикоррупционном бюро Украины по делам по выявлению необоснованных активов и сбора доказательств их необоснованности в пределах их компетенции
  • данных по счетам, вкладам, сделкам, операциям по счетам или без открытия счетов конкретного юридического лица, физического лица — субъекта предпринимательской деятельности или физического лица за конкретный промежуток времени с указанием контрагентов — Национальному антикоррупционном бюро Украины в пределах его компетенции, в том числе по делам по выявлению необоснованных активов и сбора доказательств их необоснованности.

— Андрей, может ли быть такое, что если налоговики получат более широкий доступ к банковским операциям физлиц и юрлиц, то по решению суда какие-то суммы будут взысканы? Если да, то куда идут эти суммы – в госбюджет?

— Нет ничего критичного в законопроекте для «простых смертных», то есть для тех, кто не работает в исполнительной власти, не является должностным лицом, не занимает должности в местных советах. Просто производства будут проходить быстрее. Налоговики будут видеть информацию о банковских операциях физических лиц без лишних задержек. А суммы взысканий будет в конечном счете определять суд, в зависимости от размеров «проступков» и прочих факторов.

И да, деньги идут в казну.

— Как вы думаете, не приведет ли принятие данного закона к тому, что банковские операции в Украине физлиц и юрлиц будут блокировать и налоговики затаскают украинцев по судам?

— Наверняка найдутся очень упрямые налоговики, которые начнут «перегибать палку». Не без этого. Тем не менее, для блокировки счетов и судебных тяжб должны быть веские основания. Если лицо не проводит «темных» операций по своим счетам, внимательно следит за назначениями платежей и документами проблем быть не должно.

— По вашему мнению, какие банковские операции, транзакции можно отнести к так называемым «тёмным»?

— К примеру, махинации с НДС и другие уклонения от уплаты налогов; отмывание денег, полученных незаконных путем (от торговли оружием, наркотиками, людьми, взяток).

— По вашему экспертному мнению, целесообразен ли этот закон в условиях, когда в Украине уже и так ужесточили правила финмониторинга в 2020 году?

— Это два разных направления. Дело в том, что финмониторинг направлен на контроль и блокировку подозрительных операций: финансирование терроризма, отмывание доходов, и т.д.  Тогда как, Законопроект № 4073 направлен на облегчение жизни налоговиков – ускорение производств по делам, связанным с неуплатой налогов.

На данный момент, фискалы без решения суда могут узнать только о наличии банковских счетов конкретного лица. Но они занимаются нашими налогами, и их ОЧЕНЬ волнует, не упрятали ли мы чего. Основываясь на собственном опыте, могу утверждать, что без налоговой оптимизации в Украине трудно выжить, как малому, так и крупному бизнесу. Правда, оптимизация может быть разной. Дело в том, что некоторые субъекты используют путанные, не всегда законные схемы уклонения от уплаты налогов. Чем сложнее эта схема, тем большие суммы, скрываются от государства. Сегодня, для раскрытия этим схем, и лиц, которые в них задействованы, фискалам приходится открывать дела, и получать разрешения суда. Тогда, как после принятия закона, расследование будет вестись куда быстрее. Потому для налоговиков этот законопроект — крайне важная инициатива, которая значительно упростит им жизнь и ускорит ход расследований.

 

Читайте также по теме