Украинский парламент в 2021 году принял во 2 чтении законопроект №4651 об уголовной и административной ответственности госслужащих за лживые данные в декларациях.
В интервью ГолосUA управляющий партнер юридической компании «Тарасов и партнеры», адвокат Андрей Тарасов рассказал, как, согласно новому закону, контролирующие органы смогут выявить недостоверные данные в декларациях чиновников, и какое наказание может последовать.
— Андрей, как я понимаю, законом введены такие виды наказания для госслужащих как «лишение свободы» и «ограничение свободы». Расскажите, пожалуйста, в каких случаях применяется лишение свободы, а в каких случаях ограничение свободы?
— 21 июля 2021 года вступил в силу закон № 1576-IX «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Украины относительно усовершенствования ответственности за декларирование недостоверной информации и непредставление субъектом декларирования декларации лица, уполномоченного на исполнение функций государства или местного самоуправления», за который депутаты проголосовали 29 июня 2021 года.
За умышленное внесение заведомо недостоверной информации в декларацию, если такая информация отличается от достоверной на сумму более 2000 прожиточных минимумов (4,76 млн грн) для трудоспособных лиц, введено наказание в виде ограничения или лишения свободы сроком до 2 лет. За умышленное непредставление декларации — в виде ограничения свободы сроком до 2 лет или лишения свободы сроком на 1 год.
Как будут выбирать наказание – конкретных критериев нет, все зависит от тяжести совершенного правонарушения, которое судья анализирует и оценивает. При назначении наказания суд учитывает степень тяжести совершения уголовного правонарушения, личность обвиняемого, его поведение до совершения уголовного преступления и после (то есть на досудебном следствие), учитывает наличие отягчающих и смягчающих обстоятельств и уже тогда принимает решение.
— В тексте закона говорится о том, что к госслужащим могут применить наказание, если есть данные о несоответствии задекларированного с реальными доходами. Вопрос: как будут определять, что внесенное в декларацию не соответствует доходам чиновника? По официальной зарплате? По данным с его счетов в банках? По движимому или недвижимому имуществу родственников?
— Законом Украины «О предотвращении коррупции» предусмотрено систему логического и арифметического контроля (ЛАК), которая позволяет Национальному агентству по предупреждению коррупции (НАПК) проводить логический и арифметический контроль деклараций чиновников. ЛАК анализирует данные в декларации, сопоставляя их с информацией из 16 государственных реестров. Например, служащий указал один земельный участок, а система сравнила информацию с данными из Госгеокадастра и нашла еще 3 земельных участка, которые декларант «забыл» указать. Система такие несоответствия показывает, а потом ранжирует декларации от наиболее до наименее рискованных. Декларации с самыми высокими рисками должны пройти полную проверку, которую проводят уполномоченные лица НАПК.
Кроме этого, на основании журналистских расследований, других сообщений в СМИ, информации от граждан, организаций и других открытых источников, НАПК осуществляет мониторинг способа жизни чиновников. Если в результате мониторинга будет выявлено коррупционные нарушения, НАПК сообщит об этом правоохранительным органам.
— Какие государственные органы уполномочены определять, правду ли о доходах указал в декларации чиновник? И как представители этих госорганов могут действовать, чтобы добиться применения к нему наказания?
— После того, как НАПК находит незадекларированное имущество или доходы, составляется обоснованное решение и направляется в правоохранительные органы. В Национальное антикоррупционное бюро Украины – если правонарушители высокопоставленные лица, в Государственное бюро расследований или в Национальную полицию Украины — если правонарушители другие декларанты.
Правоохранительные органы в свою очередь проводят расследование. Если дело касается административных правонарушений, составляется протокол о таком правонарушении и направляется в суд. Если дело криминального характера, то проводится досудебное расследование, по результатам которого, в т.ч. могут передать обвинительный акт в суд.
После того, как суд признает человека виновным в недостоверным декларировании, он несет наказание, а НАПК вносит его в Реестр коррупционеров.
— Если дело будет решаться в суде, какие доказательства должны будут представить суду эти госорганы (или госорган)? Какие доказательства в подобных ситуациях будут считаться надлежащими и соответствующими (належними та відповідними)?
— Ни одно доказательство, согласно закону, не имеет наперед установленной для суда силы. Если есть обстоятельства, которые указывают на административное правонарушение, то уполномоченный орган собирает доказательства, формирует дело и передает его в суд для привлечения лица к административной ответственности. Если есть обстоятельства, которые указывают на правонарушение криминального характера — открывается уголовное производство. Затем орган, который осуществляет досудебное следствие также собирает доказательства, но уже в порядке предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Украины (УПК). Ими могут быть показания свидетелей, экспертизы, вещественные доказательства, документы. Все из перечисленного должно подтверждать, что человек владеет имуществом либо пользуется услугами, которые не отражены в его декларации. И самое главное – доказательства должны быть собраны согласно порядку, предусмотренному в Уголовном процессуальном кодексе.
— Андрей, имеет ли право чиновник в суде не свидетельствовать против себя? Может ли отказаться от дачи показаний? Если да, то на каком основании?
— Да, имеет. Ст. 63 Конституции Украины гарантирует это право. Кроме этого, такое право закреплено п. 4 ч.3 ст. 42 УПК Украины, согласно которого подозреваемый, обвиняемый имеет право ничего не говорить по поводу подозрении или обвинения против него, или же в любой момент отказаться отвечать на вопросы.
Другой вопрос: нужно ли это делать? Человеку же нужно оправдаться перед судом. Поэтому я считаю, что чиновник с помощью адвоката должен выработать тактику и стратегию защиты, согласно которой уже решать вопрос о необходимости давать показания или воздержаться от таких. А какие именно – зависит от подозрения, которое ему предъявят.
— Скажите, действие вступившего в силу закона №4651 распространяется только на госслужащих-руководителей или и на госслужащих-подчиненных? Распространяется ли действие данного закона на депутатов ВРУ, депутатов областных, районных, городских, сельских советов и судей судов разных инстанций?
Эта правовая норма распространяется на всех.
— Как вы думаете, есть ли у государства рычаги, которые помогут добиться от госслужащих раскрытия информации об их реальных доходах?
— Если человек захочет – он расскажет, не захочет – не расскажет, у нас пытки запрещены. Не стоит добиваться информации от чиновника, который скрыл информацию, нужно собирать доказательства установленным законом порядке.
— В каком случае госслужащий может опоздать с подачей декларации и это будет воспринято контролирующими органами как неподача декларации? Какие доказательства представили в суде контролирующие органы, чтобы доказать, что это было не опоздание, а неподача декларации?
— Просрочка подачи декларации и неподача – это почти одно и то же, но есть нюансы. Если не подал вообще — это преступление; если подал, но не вовремя — административное нарушение. В таком случае, во избежание ответственности, нужно доказать, что декларация подана не в срок по независящим от человека причинам.
В моей практике было очень много таких случаев, и всегда удавалось доказать, что эта просрочка в подаче декларации была не по вине клиента, что исключает любую ответственность.
— Может ли рассматриваться обвинение государством чиновника в неподаче декларации или в публикации лживых данных в ходе процедуры медиации? Вообще медиация применяется в таких делах?
— Нет, медиация здесь невозможна, так как применима исключительно в гражданско-правовых отношениях между гражданами как способ решения их конфликта. Помириться с государством невозможно: если ты уже что-то сотворил, то несешь наказание.
Можно только договориться с прокурором, чтоб ты признал вину, а прокурор попросил тебя строго не наказывать. Но это вовсе не медиация, а один из особых порядков уголовного производства, а именно: соглашение с прокурором о признании виновности.
— Андрей, еще хочу вас спросить: если в отношении госслужащего открывают уголовные производства, то это вносится в досье, в личное дело?
— Формально – нет, а в специальную базу АРМОР — да! Сюда вносится информация обо всех нарушениях человека и сохраняется навсегда. Например, человек нарушил правила дорожного движения или где-то в отношении него открыли криминальное дело — информация будет в базе.
Если человек захочет продолжить свой путь на госслужбе и должен будет пройти спецпроверку, тогда лица, которые допущены к информации в базе, исходя из нее, будут принимать решение, стоит ли допускать человека к государственной тайне или нет и прочее, прочее. То же самое касается и человека, который никогда не был госслужащим, а решил им стать. При спецпроверке проанализируют информацию в базе.
То есть в личное дело – нет, не вносится, а в специальную базу, которую ведет Министерство внутренних дел – да!