В январе в Украине начнется локдаун, который продлится с 8 по 25 число. Но, вероятно, еще до этого периода украинские предприниматели смогут воспользоваться налоговыми послаблениями, обозначенными в законе №4430 о поддержке бизнеса на карантине. В тексте закона есть несколько важных моментов, о которых надо знать всем, кто ведет бизнес. Об этом в интервью ГолосUA сообщил управляющий партнер юридической компании «Тарасов и партнеры», адвокат Андрей Тарасов.
— Андрей, в период действия налоговых каникул какие отчеты продолжают сдавать госорганам предприятия?
— Давайте будем честны. По-настоящему налоговые каникулы достались только ФОП 1 группы. Их освободили от уплаты налогов на 6 месяцев. Для остальных это больше похоже на краткосрочный налоговый больничный. Впрочем, каникулы эти никак на отчетность не повлияют. ФОП 1-2 групп должны сдать отчеты по ЕСВ и единому налогу раз в год. Так, отчет по ЕСВ надо сдать не позднее 9 февраля 2021 года, а налоговую декларацию – до 1 марта 2021 года. ФОП3 группы сдают отчетность по ЕСВ и единому налогу ежеквартально. Если у ФОП 2 или 3 группы есть наемные сотрудники, то они обязаны ежемесячно подавать форму №4 и отчет по зарплате (форма 1 ДФ) ежеквартально.
— На основании каких документов в налоговой предприниматели могут получить списание налогового долга?
— Никаких документов и заявлений подавать для этого не надо. Контролирующий орган единоразово спишет долги всем категориям налогоплатещиков, чей налоговый долг не превышает 3060 грн. Исключением станут лица, на которых распространяются судебные процедуры, определенные Кодексом по процедуре банкротства, а также лица, которые имеют налоговый долг по таможенным платежам. Важно отметить, что долг по ЕСВ спишут только самозанятым лицам, которые не получали доход от профессиональной деятельности и «спящим» ФЛП (кроме тех, кто находится на упрощенной система налогообложения). Для этого необходимо подать заявление на списание долга, а заявление на снятие с учета, как плательщика ЕСВ, позволит «закрыть» ФЛП и сдать отчетность. Сделать все это можно до 1 марта 2021 года, если это не было сделано ранее.
— Кого сегодня в Украине называют самозанятыми лицами и о каких гражданах идет речь в документе? Какие документы надо подать в налоговую, чтобы воспользоваться отсрочкой?
— Самозанятые лица – это лица, ведущие независимую профессиональную деятельность (не ФЛП и не наёмные сотрудники). Ими могут стать лица таких профессий: нотариусы, адвокаты, судебные эксперты, частные исполнители, арбитражные управляющие. Самозанятые лица имеют самостоятельный налоговый статус и отдельную регистрацию в налоговой. Никаких документов кроме заявления для отсрочки долга не требуется. Заявление на отсрочку можно подать через электронный кабинет налогоплательщика или подав заявление в бумажном виде, в контролирующий орган (обратившись лично, или направив заявление письмом).
—Андрей, в обычных условиях, без локдауна, какие меры взыскания применяет налоговая к предприятиям, у которых есть налоговый долг?
— Если налогоплательщик проигнорировал налоговое требование, то через 30 дней к нему могут заявиться представители контролирующих органов. Для погашения налогового долга налоговая может принудительно изъять средства со счета плательщика. Если денег недостаточно, налоговый орган может через суд добиться того, чтобы пустить «с молотка» имущество, которое находится в налоговом займе. Безусловно, бывают случаи, когда оплата не проходит или проходит с задержкой по какой-то технической причине. Потому желательно не затягивать с платежами до последнего и своевременно проверять данные в электронном кабинете.
— Расскажите, пожалуйста, как предприниматели могут получить данные о размере примененных к ним штрафных санкций и пени, чтобы точно знать, могут ли они претендовать на списание?
— Всю информацию о зачислении платежей, штрафах и общую сумму задолженности можно посмотреть в электронном кабинете налогоплательщика. Отказать в списании могут тем, чья задолженность превышает 3060 грн, а также налогоплательщикам, на которых распространяются судебные процедуры, определенные Кодексом по процедуре банкротства, и/или имеющим налоговый долг по таможенным платежам.
— Как подать запрос или заявление в налоговую на получение материальной помощи 8000 грн?
Важно отметить, что помощь в размере 8000 грн предназначена далеко не для всех ФЛП их наемных сотрудников. Во-первых, основным видом деятельности ФЛП должен быть один из следующих КВЭДов, приведенных на сайте Минцифры. Кроме того, ФЛП на момент подачи заявления должен проработать не менее, чем 3 месяца, уплатить ЕСВ, не менее чем за 3 месяца и не быть по совместительству чьим-то наемным сотрудником, не иметь задолженности по ЕСВ по состоянию на 10 декабря. Для наемных сотрудников также действительны следующие требования: организация должна зачислить за него ЕСВ за III квартал, он не должен работать в организации по совместительству, а его средняя зарплата не должна превышать 30 000 грн.
Если вы все-таки отвечаете всем требованиям, то с 14 по 31 декабря заявление на помощь можно подать через сайт или приложение «Дія» (с использованием электронной подписи). Для этого необходимо зарегистрироваться в приложении/на сайте, выбрать услугу «Получить помощь», заполонить форму и проверить правильность заполнения, ввести номер своего счета в формате IBAN, после чего должно поступить уведомление, что ваша заявка обработана. Детальная видео-инструкция есть на портале «Дія».
— По вашему мнению, могут ли налоговые послабления гарантировать бизнесу, что к ним «под ёлочку» не нагрянет налоговая с проверкой?
— Весной 2020 года был введен мораторий на проведение налоговых проверок. В период жесткого локдауна даже приостановили те проверки, которые были начаты. Но закон #1071-IX мораторий отменяет. Так, в 2021 году контролирующие органы уже запланировали провести 120 тыс. проверок. Вот причины, по которым к вам могут прийти «гости» из налоговой:
— проведение документальной внеплановой проверки на основании начала процедуры реорганизации юридического лица (кроме преобразования);
— прекращение юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица-предпринимателя;
— закрытие постоянного представительства или подразделения юридического лица, в том числе иностранной компании, организации, или же в случае производства по делу о признании банкротом налогоплательщика;
— подача заявления о снятии с учета налогоплательщика;
— контроль за деятельностью субъектов хозяйствования «с высокой степенью риска»;
— проверка в сфере соблюдения требований по формированию, установлению и применению государственных регулируемых цен;
— проверка в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения.
Так что совет у меня один: всегда держите документы в порядке, а под рукой номер надежного юриста.