Президент Украины Владимир Зеленский подал в Верховную Раду проект закона об олигархах. Документ предполагает, что такой статус будут приобретать лица, которые соответствуют четырем критериям. Это участие в политической жизни, влияние на СМИ, получение выгоды от владения монополией, подтвержденная стоимость активов, которая превышает один миллион прожиточных минимумов (2,3 миллиардов гривен или 85 миллионов долларов). Для чего президенту нужен законопроект об олигархах, в интервью ГолосUA анализирует политтехнолог Александр Теплюк.
– Александр, законопроект об олигархах – это просто пиар или этот документ действительно будет иметь практическое значение?
– Как раз надо рассматривать ситуацию с двух сторон. Во-первых, это пиар, а во-вторых, он имеет и практическое значение. Для избирателя этот закон является неким пиаром, пока он его не прочитает, а второе – это возможность попытки влияния на определенные круги людей. Потому этот закон имеет два применения.
– В чем заключается практическое значение законопроекта? Это борьба с определенными финансово-промышленными группами?
– В принципе ситуация, которую я на сегодня вижу, это то, что президент формирует определенные органы для себя. Органы, которыми он может управлять и манипулировать ими, которые могут влиять на некоторые ситуации. Так как его попытки повлиять на правоохранительные органы не удались, он начал создавать новые структуры. Этот закон дает возможности Совету национальной безопасности, который ручной, принимать решения, которые будут определять, кто является олигархом, кто нет.
– А главой СНБО как раз является президент.
– Да. Фактически президент сейчас строит новые структуры, которые будут подчинены только ему, так как структуры, которые были до этого настолько коррумпированы, отстранены от реальной вертикали и самостоятельны во многих вещах, что их подчинить не получилось. Значит, надо создать новое, свое, которое будет выполнять все заказы, приказы и так далее.
– Зеленский сказал, что может быть проведен референдум с вопросом об олигархах. Возможен ли такой референдум?
– Все будет зависеть от рейтингов. Если они будут стремительно падать или захотят досрочные выборы, ситуация по-разному может сложиться, то соответственно этот референдум может пройти. Такая «кость» для избирателя в части вопроса об олигархах зайдет довольно неплохо. Если, конечно, это информационно красиво раскачать.
– Когда такой референдум может состояться?
– У нас все происходит, когда есть необходимость. Как только начинаются проблемы внутри политической силы, надо чем-то отвлечь, или рейтинги начинают очень быстро уходить вниз, соответственно они вытягивают из рукава эти все нужные теоретически вещи и пытаются их «скормить» избирателю.
– А парламент способен принять закон об олигархах в таком виде, как он есть сейчас? Хватит ли голосов, потому что те же олигархи влияют на политику, на Раду?
– Если честно, тот закон, который пришел в Раду, никак не влияет на олигархов. Да, там говорится о том, что их внесут в реестры, но что в нем самое страшное – это статья 7, запрет быть бенефициаром в процессе большой приватизации. Это такая «страшилка», но на самом деле многие так называемые олигархи покупают такие объекты и очень сложно отследить, кто является собственником юридически и доказать это сложно. У нас открыта масса «левых» фирм, которые зайдут под видом иностранных инвестиций и будут владеть данным имуществом. Это такая картинка для избирателя, но уж точно не для людей, которые в этом понимают. Юридически это не будет иметь никаких серьезных последствий.
– То есть Верховная Рада может утвердить этот закон, потому что он нерабочий?
– Он сейчас больше похож на какую-то «пугалку». Например, запрещается совершать взносы в поддержку политической партии. Ну что это такое? Они никогда напрямую эти деньги и не давали. Запрещается быть покупателем в процессе приватизации объектов большой приватизации. Мы это обсудили, здесь существует масса схем это обойти. И все. Нет никаких жестких норм, что надо, например, налоги заплатить в 5 раз больше, если ты олигарх. Если ты олигарх, тебе запрещено владеть более тысячи гектар земли, хотя и это обходится. Ничего такого нет.
– Интересный момент, что если этот закон примут, он будет носить временный характер, он рассчитан на 10 лет. Почему так?
– Ничто так не вечно, как временное. В любой закон можно внести правки и продлить его на более длительный период. Здесь ничего такого, я бы к этому не придирался. Это может поменяться завтра на голосовании. За 10 лет тут может столько всего поменяться.
– Говорят, что подача этого законопроекта может быть связана с проектом будущих досрочных выборов Верховной Рады и президента. Можно ли рассматривать возможность перевыборов, особенно президентских?
– Раньше я был более склонен к перевыборам, когда были более серьезные ситуации. Сейчас власть максимально подобрала под себя все, что можно. Идет «Большая стройка», на которой хорошо зарабатывают люди, когда практически создаются новые олигархи из приближенной команды. Пока они финансово не станут полностью независимыми, я думаю, перевыборы проводить не будут, потому что им нужны деньги на эти перевыборы и им нужно быть независимыми от тех, кто имеет на сегодня деньги и влияет на политику. Да, были кризисные ситуации. Прошлый год был очень тяжелым по многих вопросах, но коронавирус спас власть. Как Порошенко сбрасывал все провалы на войну, так эта власть сбрасывает на коронавирус. Поэтому я не знаю, что должно произойти, чтобы они на это пошли. Тем более люди перестроили потоки, деньги идут, например приняли новый закон, который должен изменить тендерную процедуру в проведении «Большой стройки», «Большой реставрации», а это миллиарды. Эти деньги надо освоить до конца года. А это значит, что перевыборы не выгодны.
– Вы считаете, что при Зеленском уже начали появляться новые олигархи в Украине?
– Да. Мы увидим, думаю, в ближайшие годы очень богатых людей, если, конечно, они не подерутся между собой или что-то пойдет не так. «Большая стройка» даст возможность подняться очень многим людям. Мы же видим, что уходят миллиарды. Вы думаете, они идут на дорогу? Да, она делается, но как делается. Думаю, деньги делятся 60 на 40, может, и 50 на 50, во всех этих пиарных проектах.
– Новые олигархи формируются в Офисе президента, на региональном уровне или на уровне госкомпаний?
– Офис президента – раз, второе – есть региональные элиты, с которыми сегодня договаривается власть, которым она дает очень хороший контракт, чтобы они в дальнейшем поддерживали их политическую силу. Это такое взаимовыгодное сотрудничество. Возьмем по тендерам, какие компании получают тендера, это компании местных политиков или их кураторов. Я сам видел, как люди на таких работах, на ямочных ремонтах стали мультимиллионерами. А представьте, что у вас идет строительство многомиллиардной дороги, где, судя по тому, как строится, пару дополнительных миллиардеров у нас появится.
– Согласно законопроекту об олигархах, там есть ценз состояния около 85 миллионов долларов. Это в принципе капитал, которым некоторые люди в Украине обладают.
– Как они собираются оценить это имущество, если оно давно переписано? Этим состоянием может владеть мать, кума, сват, брат. Юридически это доказать сложно, и никто эти деньги у себя не держит.
– Наверное, это еще раз доказывает, что законопроект об олигархах не будет работать.
– Не будет. И Верховная Рада даже если его примет, он будет для народа, а угроза введения санкций, которые будет утверждать СНБО, будет маленьким стимулом только для избранных, с которыми они сначала переговорят и попросят поделиться или еще что-то. Если не пойдут на это, то будут принимать решение. Это можно будет очень легко оспорить, ведь в законе четко не прописано, как установить, что состояние или имущество принадлежит им. Конкретики там нет.