Наталия Юрчук
09:00 21/02/2015

А. Тиховод: «Посевная кампания под угрозой срыва из-за нехватки удобрений и топлива для тракторов»

Аграрии бьют тревогу: в начале марта начинается посевная кампания, а цены на минеральные удобрения и топливо для заправки трактораов подорожали в 2-3 раза. К тому же цены на ресурсы, которые потребляет село, по сравнению с прошлым годом значительно увеличились. Для проведения весенне-полевых работ в Украине не хватает 15 миллиардов гривен. ГолосUA расспросил председателя Аграрного Союза Украины Запорожской области Анатолия Тиховода о том, сколько денег недополучает сельское хозяйство из-за сбора акциза на топливо, оправдано ли подорожание цены на хлеб и как выживает агросектор на Востоке страны в период военных действий.

— Анатолий, с какими проблемами столкнулись аграрии накануне посевной кампании?

— Самая большая проблема во всех сельских хозяйствах Украины, в частности, и моего хозяйства на юге Украины, в Акимовском и Приазовском районах Запорожской области — это нехватка топлива и минеральных удобрений. У нас нет денег, чтобы покупать топливо по таким высоким ценам. А заявления о том, что на сегодняшний день, отменили акциз и снизили цены на дизельное топливо для аграриев – абсолютная неправда. Пусть этот акциз остается, но деньги, которые аграрии переплатили за топливо для тракторов, отдадут сельским советам на развитие инфраструктуры села: ремонт дорог, уличное освещение и другое. Уже 15 лет мы говорим, что сельское хозяйство – это локомотив экономики, но при этом мы живем в болоте: в селе дорог нет, а с ценами на топливо, людям уже скоро не будет на чем выехать на работу. 

Во-первых, необходимо чтобы кто-то давал отчет, сколько в Украине продано топлива и получено акцизных средств. Уже три года мы поднимаем этот вопрос, но, как говорится, воз и ныне там. Во-вторых, мы требуем справедливого отношения к украинскому селу. Пусть отдадут деньги, которые незаконно с нас взимают.

— Сколько денег недополучает сельское хозяйство из-за сбора акциза на топливо?

— Еще при цене 12-15 гривен за доллар акцизный сбор составлял 3 грн. Сегодня бензин — около 20 грн, а акцизный сбор — около 3,50 гривен. Но давайте посчитаем: если 32 млн га всей посевной площади Украины умножить на 50 литров бензина, которые используются на каждый гектар, и на 3,50 гривен акцизного сбора, мы получим цифру около 5 млрд грн. Но даже этих денег не хватит на развитие инфраструктуры. Только на ее сохранение и не больше.

— Насколько выросли цены на минеральные удобрения для зерновых культур?

— В два-три раза. Мы находимся в тотальном дефиците оборотных ресурсов, поэтому нам просто не за что их покупать. Хотя перспективы для получения урожая ранней зерновой группы есть. Стоимость одной тонны аммиачной селитры выросла в три раза. На сегодняшний день аграриям не хватает 440 тыс. тонн этого удобрения. Было предложение от химических предприятий заменить ее 220-230 тонами карбамида. В октябре это удобрение стоило 5 тыс. грн. за тонну, сейчас 10 — тыс. грн. К тому же, в некоторых районах три года подряд была засуха. В частности, в Херсонской, Запорожской, Донецкой, Луганской, Одесской, Николаевской областях. За период с 20 сентября по сегодняшний день, на юге Украины выпало больше 200 мм осадков. Это большая редкость. Из трехметрового слоя почвы, которая была полностью высушена, полтора метра — полностью возобновилась по влажности. Но если эту почву не удобрить, мы получим урожай на уровне природного плодородия, не больше.

— На фоне повышения тарифов на бензин и ЖКХ в Украине выросли цены на хлеб. По вашему мнению, оправдано ли это?

— Я не считаю это катастрофой. Не так уж много нужно, чтобы предоставить украинцам адресную помощь. Но нет же, легче «нагнуть» сельхозпроизводителя и требовать, чтобы он дал дешевый хлеб. У нас все дорожает, а зарплаты и пенсии стоят на месте. Поэтому малообеспеченным слоям населения нужно выдать социальные карточки, чтобы они могли получать гуманитарную помощь. Это же не такие большие деньги, которые поставят государство на грань. Мы не говорим о том, чтобы аграриям дали льготы — дайте нам возможность продавать нашу продукцию дороже, а людям, которые не могут себе этого позволить – нужно выделить субсидии. Ну не может же олигарх и простой гражданин, у которого минимальная зарплата 1200 гривен в месяц, покупать хлеб по одной цене. Не может быть, чтобы, к примеру, в Полтавской области земля стоила дешевле, чем в Запорожской.

— Кстати, сколько стоит гектар земли в разных регионах Украины?

— С приходом новой власти исчезли все наработки нормативно-денежной оценки земли, которые разработало прошлое правительство. Например, в Акимовском районе Запорожской области один гектар земли стоит 29 тысяч грн, когда два года назад она стоила 22 тыс. грн/га, в Полтавской — 21 тыс. грн, а в Харьковской — 20 тыс. грн.

— Усложняет ли работу массовый призыв в армию механизаторских кадров?

— Я считаю, что невозможно победить на передовой, когда разрушается тыл. Откуда тогда черпать новые кадры? С нашего предприятия 4 парня находятся в зоне АТО. Недавно они приезжали в отпуск и сказали, что не понимают, за что они там воюют. Удивляет и то, что призывают именно аграриев, а не безработных. И мы прекрасно понимаем, что изменений в лучшую сторону в Украине нет: коррупция как была, так и осталась, взятки как брали — так и берут, а децентрализация — только на бумаге. Одних погнали на Восток, других погонят – на Запад.

— Как выживает агросектор на Востоке страны в период военных действий? Есть ли риск срыва посевной кампании?

— Мало кто захочет ехать собирать урожай в Донецкую и Луганскую области. Некоторые поля до сих пор заминированы и потоптаны. Кроме того, мой товарищ, который руководит агропредприятием в поселке Мангуше, Донецкой области, сообщил, что 20 тонн молока пришлось просто вылить на землю, потому что никто не захотел ехать его покупать после обстрела Мариуполя. Дай бог дожить теперь до урожая.

Читайте также по теме