В эксклюзивном интервью ГолосUA украинский дизайнер и модельер одежды Александр Васильев рассказал о своем видении моды, современных трендах, вкусовых предпочтениях украинцев в одежде, о причинах отсутствия вкуса и модных тенденциях сезона весна-лето 2016 года.
— В какой момент вы решили, что мода это ваше и ничем другим вы заниматься не хотите?
— Стилем, модой и внешним видом людей я стал интересоваться еще со школьной скамьи. А начал я просто – с самого себя. Когда приходило время готовиться к зиме, предлагаемый магазинами ассортимент меня просто не устраивал. Я все браковал и чтобы вообще не остаться ни в чем, меня отвели в ателье, где ко мне вышла огромная, просто невероятных размеров тетя Маша, и я наивный принес ей несколько зарисовок того, чего я хотел. Она посмотрела на меня и сказала: «Мальчик, заткни свои рисунки куда подальше. Здесь главная я и я делаю, что хочу». А все, что делали в этом ателье, им сбрасывали из Центров развития моды, все какое-то прямое, непонятное…
— Ну почему же! В Советском союзе была и мода, и модные дома и даже показы…
— Возможно, где-то это и было, но я сейчас говорю об Артемовске Донецкой области. Поэтому мне и сказали: «То, что мы знаем, то, что мы делаем уже сто лет, то и будет на тебе». И когда я пришел на примерку, то понял, что это я носить не буду. Поэтому мне пришлось принять это как должное, как рок, как судьбу. Тем не менее, я где-то что-то обрезал, вручную подшил, и вышло вроде даже ничего…
— Советский Союз, Донецкая область… Как вам в таких «условиях» удавалось не просто отстаивать свои вкусы и стиль, но не стать объектом насмешек?
— Мне очень повезло с мамой – она у меня химик-технолог. Но, несмотря на техническое образование, сама любила неплохо одеваться. При этом она сама себя обшивала – откуда-то ей ткани привозили, доставали, а ателье ее также не устраивало ни в какую. И, возможно, вот этот ее вкус перешел ко мне, а в классе уже восьмом она мне помогала шить какие-то штаны. Ведь все штаны, что у меня были, я ушивал лично и вручную. Также мне повезло, что тогда уже были частные кооперативы, которые мне «помогали» с кроссовками.
— Вы лицо в модном мире новое и насколько известно, в этой сфере место под солнцем нужно выбивать локтями, а иногда и идти по трупам. Как в вашем случае происходило это восхождение?
— Да, так говорят… Но лично я ощущаю это на себе не особо. В мире моды я стою особняком, никому не мешаю, никуда не смотрю, а гляжу только вперед, верю только самому себе и делаю только то, что хочу. Я никому не завидую. Но когда я принимаю участие в показах или показывают мои вещи, то через полгода-год я вижу, что другие «заимствуют» идеи из моих коллекций. Сегодня я больше участвую в дизайнерских ярмарках, так как важнее для меня вещи продавать и рекламировать себя. Я сам себе и дизайнер, и директор, но при этом чувствую свободу – мне так удобно и комфортно. Но в будущем я планирую открывать бутики, заявлять о себе показами.
— А какую нишу вы определили сами для себя?
— Я никак не могу отказаться от индивидуальных заказов и здесь я могу себя проявлять и реализовывать. Шьют у меня прекрасные девчонки-портные, но главный вдохновитель я. Многие могут позволить себе недорогую готовую одежду, но такой подход я считаю немного ущербным. Нужно совмещать покупку готовой одежды и индивидуальные заказы. В последнем ты можешь себя проявить, как бы создать мини-коллекцию.
— А в целом, чувство вкуса – это вещь, приобретаемая со временем или передающаяся по наследству?
— Главное что бы было желание, а все остальное поправимо. Чувство вкуса и стиля – это умение быть одетым в нужном месте и в нужное время правильно. Но при этом вы не должны создавать у окружающих чувство своего превосходства, а наоборот, чтобы у людей дыхание замирало. При этом вовсе не обязательно строго соответствовать тенденциям современным или гнаться за моделями, которые только показали на подиуме. В мире есть масса вещей, вышедших год назад, два года назад и даже десять лет назад, но остающихся актуальными. И, в первую очередь, это касается дизайнерских изделий. А масс-маркет на то он и масс-маркет, чтобы было, что одевать в будни или просто выйти на улицу. Но есть и уникумы, которые умеют одеваться и в дизайнерскую одежду, умело сочетая ее с аксессуарами, умеют наложить мейк-ап и все это вместе дает то самое чувство стиля. Но, к сожалению, с годами такие люди уходят, их становится все меньше.
— Многие полагают, что джинсы являются не только универсальной одеждой, но и уникальной вещью, которая никогда не выйдет из моды. Но далеко не на каждую фигуры они ложатся идеально…
— Да, конечно! Буквально вчера я видел парня с девушкой, которые шли настолько в узких джинсах, но при этом со спущенной «матней», что было даже видно, что идти им неудобно. Возможно, они считаю, что это стильно. Но это наоборот – антистильно. В модных тенденциях нужно находить баланс между модой и вещами, в которых тебе удобно. Тем не менее, сегодня можно одеть любые джинсы, пускай даже с легким намеком на модность, но при этом обязательно нужна модная обувь, стильные носки, головной убор, добавить сумку – и ты уже «на коне». Сегодня именно аксессуары играют в образе главную роль. А особенной деталью являются головные уборы. Буквально с прошлого года шапки я вывел в отдельную линию.
— Вы человек приземленный, вы ходите по тем же улицам, видите людей и во что они одеты. С профессиональной точки зрения как вы оцениваете стиль жителей Киева?
— Сегодня намечается тенденция, которая меня очень радует. Молодые парни и девчонки, лет 17-22, они очень следят за модой и даже в масс-маркете умудряются находить очень интересные вещи и гармонично их сочетают. И я даже ощущаю, что от этого они получают кайф и радуются жизни. И это не может не радовать, ведь в будущем они могут превратиться в стильных людей, стильных украинцев, которые будут нести в другие страны стиль Украины. Есть в Киеве и пожилые люди, преимущественно женщины, которые как-то пытаются сохранять чувство стиля, несмотря на свои низкие доходы и вот у них еще осталось умение сочетать вещи с антикварными или винтажными вещами. И видно, что свои старые пальто или шубы они пытаются как-то переделывать, перешивать под современные тренды. Ведь благодаря моде человек раскрепощается, следит за собой и держит себя в тонусе.
— Во многих брендовых вещах есть одна особенность: выглядеть они могут весьма невзрачно, но стоить сумасшедших денег. И наоборот, чем дешевле вещь, тем она более вызывающая, броская…
— Это связано, в первую очередь, с военными конфликтами, обнищанием населения и все мировые тренды идут к тому, чтобы сделать вещи неприметней. Но от этого дешевле они не будут. Это же касается и обуви с сумками. Именно по этим двум параметрам можно определить, насколько одет этот человек. При этом западные Дома моды продолжают создавать роскошные вещи для восточного рынка, арабских стран. В этом смысле они продолжают шиковать, создавать дизайнерские вещи.
— Вы говорите о шикарных коллекциях. Но многие дизайнеры создают линии, которые простому обывателю кажутся не просто неприемлемыми, а отталкивающими. Вспомните хотя бы Мадонну с ее бюстгальтером-конусами рук Жана Поля Готье. Для чего и для кого создаются такие «шедевры»?
— Для рекламы, для продвижения бренда, для того, чтобы тебя заметили или для сцены. Если взять Мадонну, то на сцене она звезда. Дива, одевается ярко. А в повседневной жизни она одевается очень просто и становится просто неприметной. В начале своей карьеры мне также хотелось сочетать несочетаемое, создавать что-то не как у всех и яркое. У многих это вызывало непонимание, другим это нравилось, а третьи все это покупали и носили. И в первую очередь такие коллекции — это реклама.
— А лично вас сложно чем-то удивить или шокировать? Например, вещью или заказом…
— Меня-то трудно удивить. Удивляет больше как пытаются преподносить вещи те же Дольче Габанна. Например, маки. С детства я их ассоциирую как цветы для ветеранов. Или, например, когда наши дизайнеры берут их ткани и пытаются что-то создать. Ведь все прекрасно знают, чьи это ткани! Или, например, меня поразило, как они создали сумки, с кружевами украсив их этими маками. И все это было облачено в кожу и металл. Вот это меня удивило. Также своим трудолюбием, стойкостью и работоспособностью меня удивляет Мадонна. Насколько успешно и в жизни, и на сцене она способна сочетать все тренды. Например, одеть на себя дубленку. Сверху шапку-ушанку, да еще и шарф. Тем не менее, это сильно и стильно.
— Многие сталкиваются с проблемой, что та или иная вещь может шикарно смотреться на других и даже на манекене, но только не на вас. В чем причина?
— Проблема заключается в менталитете и в том, чем ты занимаешься. Да и просто данная одежда не твоя. Сегодня многие дизайнеры заполняют любую «брешь». Есть стиль для бизнес-леди, есть стиль для хипстеров. И не обязательно брать все с одного манекена. Одну вещь можно взять сверху, другую – снизу, а перчатки вообще взять в другом магазине, но понимая, что это твое. И может быть именно эти неприметные перчатки создадут твой стиль на все сто. Поэтому люди и ходят примеряют, думают, но сразу не покупают. Наобум вещи не стоит покупать вообще. Хотя бывают моменты, когда новая вещь на выход тебя нужна прямо сегодня, и ты ее покупаешь. Но зачастую такие вещи потом висят в гардеробе и вы ее больше никуда не одеваете. Поэтому, я советую от таких вещей избавляться, а на события вещи брать напрокат.
— Сколько и каких вещей в идеале должно быть в гардеробе?
— Для женщин «минимальный набор» должен состоять из двух черных французских маленьких платьев, одна-две пары хороших джинс, одни из которых будут классическими, а вторые в тренде. Одно платье цветное, одно платье в пол, одно длины медиум, одно коктейльное. Что касается обуви, то говорят, что много ее не бывает. Тем не менее, должна быть туфли со шпилькой — 1-2 пары, лодочка, балетки и сапоги — 1-2 пары.
— Вы как специалист и человек, следящий за модой куда пристальней обывателей, наверное, знаете больше о модных трендах этой весны. Что советую носить?
— В тренде продолжается клетка всевозможных размеров, и люди от нее сходят с ума. Хотя, лично я к ней абсолютно равнодушен. В тренде также остается принт «гусиная лапка», но стал он более агрессивным, больших размеров. Если говорить о цветах, то это черный, и он никогда не уйдет. Он практичен – раз. Он – вас стройнит – два. И он подходит с другими цветами – три. Желто-синее сочетание также остается в мировом тренде. Зеленые отливы, бирюза, изумруд и цвет Тиффани – это также притягивает.
— А всем ли идет зеленый цвет?
— Его можно добавить в качестве аксессуара, пояска, а за основу взять черный цвет и это тоже будет в тренде. Также не выходит из моды и цвет молодого красного вина. Хотя для меня этот цвет давно отошел. В свое время я это опередил, показав коллекцию платьев этого цвета еще в 2009 году, а буквально в прошлом году и в этом по этому цвету у всех просто истерика. Тем не менее, фаворитом среди цветом остаются черный и белый. В сезоне весна-лето 2016 в моде, грубо говоря, «american style» или американизм. Очень актуален деним. Особенно актуальны рваные вареные джинсы. Это интересно, но к рваности я сейчас спокоен. Но важно понимать, что рваность, дыры на дениме не всем идут. Но это тренд. Актуально микширование вещей, которые друг к другу не подходят. Сейчас не в тренде ансамбль, собранный цельный образ. Приталеность не в тренде. В одежде за основу берётся пижамный стиль, в приоритете объёмные силуэты. Что касается цвета весны — лета то в моде разноцветие, как бы случайное сочетание, хаотическое и бессмысленное. Одним словом какофония. Очень популярен меланж в различных цветах, резкие однотонные сочетания, например серый с кислотным салатовым или оранж. На пике популярности нежный пудровый цвет, но к нему надо соответствующий маке-up, аксессуары. Будьте осторожны. Если брать рисунки — это асимметрия и геометрические принты. Рекомендую крупный, очень объёмный горох. Без кружева белого и чёрного цвета — никуда. Немного о белье. Стринги и бикини вне моды. Вместо них трусики с высокой посадкой и бюстгальтеры в ретро — стиле. Сумки в основном прямоугольной формы. Очки большие! Чем крупнее оправа, тем лучше. Круглые очки в тренде, но они не всем идут. Солнцезащитные очки без оправы не в тренде. Надо убрать подальше до нового пришествия моды на них. Также мировая мода обошла вниманием часы. Для мужчин бизнесменов дорогие часы — это вопрос статуса, они всегда будут их носить. А остальным этот аксессуар попросту стал не нужен. Для того чтобы узнать время достаточно нажать на телефон.
— Возвращаясь с экономической ситуации в Украине, хотелось бы спросить – возможно ли выглядеть модно при скромных доходах, но без потери вкуса и стиля?
— Нельзя экономить на обуви, на различных шейных платках, головных уборах и на поясах, как для мужчин, так и для женщин. Еще одним ярким аксессуаром являются сумки. На этом также категорически экономить нельзя. А вот такой аксессуар как часы на следующий сезон исчезает – от них отказались практически все Дома моды. Они уже не предлагают часы в качестве модного элемента, оставив эту роскошь лишь деловым мужчинам в костюмах, где дорогой хронометр по-прежнему смотрится стильно, статусно и в тему.