А. Вигиринский: « Новую порцию денег от МВФ стоит ждать ближе к ноябрю»

НБУ ожидает до конца 2017 года транш на 2 млрд долларов от МВФ и 600 млн евро от Еврокомиссии. ГолосUA решил расспросить экономиста Андрея Вигиринского о перспективах получения новых финансовых порций от Запада.  Также мы поинтересовались ждать ли  валютных колебаний на рынке, и сможет ли Украина отдать в 2018-2022 годах все внешние долги

— Национальный банк ждет до конца года  2 млрд долларов от Международного  валютного фонда. Насколько это реалистично?

— НБУ исходит из того плана финансирования, который был утвержден при предыдущем пересмотре программы фонда. Поскольку миссия МВФ не прибыла в Киев, соответственно, условия очередного транша не пересматривались. В частности, ни его размер, ни его периодичность. В итоге НБУ оставляет тотжепрогноз, которыйфигурировал вначалелета.Получим или не получим  эту сумму  —  зависит от того, насколько будет эффективной работа парламента. Более того,насколько она будет качественной.

Все упирается в принятие пенсионной реформы, но в каком видеона будет проголосована депутатами,остается много вопросов.  Если брать за основу тот законопроект, который подал Кабмин, то там накопительной системы нет. Сейчас депутаты планируют вводить накопительную систему с 2019 года. Насколько эти нормы согласованы с МВФ и будут соответствовать всем требованиям, о которых шло во время обсуждения между фондом и Кабмином, мы, по состоянию на сегодня, говорить не можем.

— Зависит ли предоставление транша о назначения нового руководителя НБУ?

-По факту, от НБУ данный вопрос не зависит. МФВ лишь настаивает, чтобы назначили нового главу  Нацбанка. Это, в первую очередь, вопрос Президента и парламентариев, но они, почему-то не спешат назначать нового руководителя регулятора.

— Успеет ли парламент принять до конца года закон о приватизации?

— То, что касается приватизации, вопрос открытый. Для ее проведения нужно принять законопроект, который разрабатывает МЭРТ. Пока данный законопроект еще никто не видел, и Кабмин его на своем заседании не утверждал.

— Если не получим обещанный транш до конца года, ждать ли  валютных колебаний на рынке?

-По состоянию на сегодня, валютные колебания не зависят от получения транша МВФ. До конца года неполучение транша на курс доллара влиять не будет. У нас достаточно валюты, чтобы рассчитаться по внешним долгам и внешним выплатам, которые должны произойти в текущем году. Транш МВФ это символ доверия,  и если не будет внедрения реформ, то не будет и транша, а значит, не будет и инвестиций.  Возможно, они (реформы – Ред.) и будут, но не в том объеме, который необходим. Значит, в 2018 году мы повторим внедрение программ реформ с МВФ и получим весь объем, который предусмотрен программой. 

— Когда все же ожидать новый транш?

— Думаю, что МВФ предоставит транш, но ближе к ноябрю. Все зависит от того, насколько будет эффективно работать наши депутаты. Даже министр финансов Александр Данилюк, не смог ответить какая именно сумма транша будет предоставлена.  Мы можем выполнить только часть обязательств. Принять пенсионную реформу, но не провалить приватизацию. В таком случае МВФ даст только часть от транша. Первый в эквиваленте миллиарда долларов. После чего заявить, что Украина должна в ноябре-декабре принять закон о приватизации и остальные необходимые законы. Если это удастся сделать, то в декабре поступит второй транш. Вопрос в диалоге и в том, чтобы Украина показала динамику реформ. Исходя их этого, в МВФ определят периодичность и размеры выделения траншей.

— Сможет ли Украина отдать в 2018-2022 годах долги и за счет чего будет их возвращать?

 — Сейчас Минфин пытается выкупить евробонды со сроками погашения на 2018 -2019 год.  Соответственно, он будет выпускать новые евробонды со сроком погашения обслуживания 10-15 лет. Тем самым часть нагрузки будет растянута во времени на более продолжительный период. Второе – есть момент внешних заимствований, например, у Евросоюза. Плюс у нас не выбраны средства по сотрудничеству с МВФ в сумме 2 миллиардов долларов. Но в любой стране нормальная практика – заимствование. Минфин сможет выходить на внешние рынки коммерческого заимствования. То есть, размещать те же евробонды либо другие ценные бумаги.

Если наша страна будет показывать приемлемый рост ВВП, она будет привлекательной для  финансовых инвесторов, банкиров  и тем самым, Украина, не сотрудничая с МВФ, сможет одалживать деньги на рыке и таким образом погашать долги. Если ВВП будет падать, то Украина сможет отказаться от обслуживания внешнего долга, но думаю, что до этого не дойдет. Скорее всего, пройдет реструктуризация по аналогии с той, которую проводила  экс-министр финансов Наталья Яресько.

То есть, часть долга списывается, а часть идет в рассрочку на более продолжительный период. Пока у нас нет пессимистического прогноза, который говорил бы, что в 2019 году нас ждет дефолт. Более того, я не думаю, что в год выборов власть допустит значительных колебаний денежных единиц. Девальвация и инфляция подоврет ее избирательные рейтинги. Поэтому, думаю, что Украина избежит дефолта.  

Читайте также по теме