В прессе в последнее время регулярно транслируются новости о дешевеющей нефти, а украинские водители удивляются, почему цены на топливо не падают и им приходится заправляться дорогим бензином. Эксперты отмечают, что стоимость нефтепродуктов у нас давно превысила болевой предел покупательской способности населения. И теневой рынок продажи топлива в Украине никто не отменял, он развивается по своим «законам». О том, какие процессы происходят на отечественном рынке нефтепродуктов, ГолосUA рассказал известный украинский финансовый аналитик Андрей Вигиринский.
— Андрей, почему продолжает расти стоимость бензина, несмотря на то, что Антимонопольный комитет Украины обвинил нефтетрейдеров в монопольном сговоре в завышении цен на данное топливо?
— Надо исходить из того, что у нас есть орган, который называется Антимонопольный комитет. И он уполномочен говорить о наличии или отсутствии сговора в действиях тех или иных участников рынка. Недостаточно просто обвинять, у АМК есть полномочия о начале расследования, оценке ценообразования и вынесении решения, которое в последующее имеет право быть обжалованным в суде. В случае если оно устоит в суде, то к людям, нарушившим правила конкуренции, могут быть применены штрафы. Недавно было решение Антимонопольного комитет, согласно которому оштрафовали группу заправок Коломойского. Однако событие имело место в 2015 году. Суть в том, что те механизмы, согласно которым расследования проводит Антимонопольный комитет, не способны оперативно реагировать на нарушения, если такие имеют место. Конечно, применить санкции, оштрафовать на 400 тыс. грн, как они это сделали, можно. Однако оперативного вмешательства не было, ведь событие было год назад. Если сегодня АМК говорит о сговоре нефтетрейдеров, то было бы разумно начать расследование, быстро его провести, установить факт, и до того момента, когда потребитель может почувствовать решение Антимонопольного комитета – допустим, в течение недели, двух недель — провести расследование, вынести решение и доказать то, что есть злоупотребления либо, наоборот, опровергнуть. Эти действия должны быть соизмеримы с тем, чтобы это почувствовал потребитель. От того, что Коломойского оштрафовали за событие в 2015 году, легче покупателю-автомобилисту от этого не стало.
— Каким образом устанавливается цена на бензин на украинском рынке нефтепродуктов?
-Если говорить о ценообразовании в целом, то нужно понимать рынок. У нас есть 3-4 крупных игрока — это сетевые игроки, они — самостоятельные импортеры, имеют значительную сеть АЗС. Наверное, им невыгодно работать «в серую», «в темную», они работают «в белую». Они «в белую» заходят, полностью оплачивают акциз, проводят полноценную бухгалтерию, — поэтому, скорее всего, цена на бензин у них выше, чем у значительной части других трейдеров. У известных брендов на заправках гарантированно есть качество бензина, есть отличный уровень обслуживания – большинство людей предпочитают заправляться именно там. Безусловно, привлечь покупателя другие заправки могут только ценой.
— Можно ли уменьшить стоимость бензина?
— Есть два варианта, как сделать бензин на украинских АЗС дешевле. Первое — его можно, условно говоря, «бодяжить», разбавлять. Соответственно, объем становится больше, а цену можно нивелировать — уменьшать на гривну-полторы. И второе – этот вариант очень активно действовал до весны этого года (это не совсем полноценное налогообложение нефтепродуктов при их импорте). Допустим, ввозились не нефтепродукты, а их компоненты, а это уже совсем другая цена. Сейчас еще нет актуальной статистики за 2016 год, а вот за 2015-ый известно, что теневой рынок нефтепродуктов, который, так или иначе, обходит налоговые правила, составлял около 40% рынка всех нефтепродуктов. Сейчас с этим стало сложнее, потому что введен электронный акциз. Грубо говоря, раньше все необходимые документы, даже не совсем подлинные, можно было купить: еще не растаможили продукты – а документы на них купили. Сейчас с документами сложнее — они сразу идут с подтверждением пересечения границы. Поэтому трейдеры говорят, что запасы бензины и другого топлива у «серых» дилеров плюс-минус будут заканчиваться к июлю-августу и, скорее всего, к сентябрю мы эту необыкновенно большую маржу между «серыми» и сетевыми АЗС немного потеряем. На сегодняшний день дешевле всего на заправках топливо, которое производится у нас в стране. К сожалению, в Украине всего один работающий нефтеперерабатывающий завод – Кременчугский нефтеперерабатывающий завод. И все топливо завода продается в пределах сети на своих АЗС.
— Насколько Кременчугский нефтеперерабатывающий завод обеспечивает потребности украинского потребителя?
-Вопрос в том, что этот завод единственный в стране. Он обеспечивает около 15% рынка потребителей. Соответственно за счет своего производства, переработки нефтепродуктов внутри страны, мы не можем обеспечить в большом объеме топливо, необходимое для всех потребителей. 80% рынка – это полностью фактически импорт. Если бы все трейдеры использовали законные методы импорта, то по большому счету цена бы у них была плюс-минус одинаковая. Нефтеперерабатывающие заводы в Европе имеют одинаковую отпускную цену. Беларусь также, в принципе, «играет» по рынку, и отпускная цена на заводе одинаковая для всех. Цена, разумеется, «пляшет», она зависит от стоимости нефти на мировом рынке. Но отпускная цена на нефтеперерабатывающем заводе на топливо, которое к нам ввозят, одна. Отпускная цена завода плюс акциз, плюс НДС — и в итоге остается маржа около 10% — это примерно 1,5-2 грн. Зазор на марже может быть в пределах 50 коп. Если все трейдеры работают «в белую» и «в чистую», то разница никак не может быть в 3-4 грн. То есть, импорт для всех трейдеров одинаковый. То есть, если бензин на какой-то заправке дешевле, чем на остальных, напрашивается вопрос – либо бензин разводили, разбавляли, либо ввели незаконно. Вот, собственно, простой рецепт.
Если говорить о стоимости нефти, то каждый день появляются новости о том, что бренд вырос, бренд упал. Очень много приходит сообщений по поводу стоимости нефти, которая торгуется на международных рынках. На сегодня конечная стоимость нефти – это плюс-минус 40%. Еще от 40 до 45% и даже более 50% в некоторых странах – это налоги и акцизы. Если теоретически нефть дорожает на 10%, то на нас это отразится подорожанием на 5%. Если брать базовую цену нефти 20 долларов, то у нас повысится цена на гривну. Международные цены на нефть должны вырасти, как минимум, в несколько раз, чтобы рост цен на топливо у нас был сильно ощутим.
— Можно ли как-то помочь потребителю?
— Если говорить о том, как можно выровнять ситуацию или помочь потребителю, то здесь вопрос простой – если нефть и нефтеперерабатывающий завод – это независящие от государства и от потребители вещи, то налогообложение – это вещь, которая регулируется государством – ставки акциза устанавливает государство. Если хотеть идти навстречу потребителю и понимать его тяжелое материальное положение, которое сейчас, в принципе, у всех наблюдается, тогда можно просто ставку акциза уменьшить. К слову, в стоимость акциза на бензин включен сбор, который должен идти на ремонт дорог. Его взыскивают уже несколько лет, но никто не скрывает того, что он не идет на ремонт дорог. Итак, можно было бы уменьшить акциз. Это допустимая мера, если бы кто-то ставил целью «понять потребителей». Если сравнивать с европейскими ценами на бензин, дизтопливо, то в среднем в Европе, в зависимости от страны, оно стоит 1 евро — 1,2 евро. Мы этой цены еще не достигли, то есть, у нас она ниже, чем в Европе. Но пока и не стремимся, потому что цена бензина в этом случае была бы 30 грн.
— У нас планируют создать госрезерв топлива — за счет взимания 40 коп с каждого литра….
— Как известно, сейчас в стране происходит переформатирование государственного резерва. В цену бензина могут включить новый налог. Введение налога «про запас» автоматически повысит цену бензина. Раньше в резерв выделялись деньги из бюджета. Таким образом, формировался резерв топлива — зимнего, летнего и т.д. По большому счету, если дополнительные 40 коп будут введены для формирования стратегического запаса, то это будет небольшой перебор, потому что итак 40% от стоимости топлива идут в пользу государственного бюджета. И госрезерв также финансируется за счет государственного бюджета. По идее, часть денег можно потратить из этой суммы на формирование этого резерва, а не опять-таки возлагать государственные расходы на плечи граждан. Это не совсем справедливо, поскольку расходы, которые несет наш обычный гражданин, слишком высоки.