А. Вигиринский: «Украинцы не готовы к накопительной системе пенсий»

Пенсионная реформа в Украине была запущена осенью 2017 года. Но до сих пор остается множество нерешенных вопросов и изменений, которые правительство внедряет постепенно, так как реформа требует немало времени и ресурсов. ГолосUA  разбирался, что ожидает украинских пенсионеров в ближайшем будущем и расспросил об этом политического  и экономического эксперта Андрей Вигиринского.

— Реально ли заработать трудовой стаж?

— Чтобы его заработать, нужно официально устроиться на работу с заработной платой 15 тысяч гривен и ежемесячно платить 22% ЕСВ. Только в данном случае можно рассчитывать на хорошую пенсию. Получая 3700 гривен, нужно будет отсчитывать 1500 гривен в пенсионный фонд. То есть, чтобы заработать нормальную пенсию нужно официально трудоустроиться с 23 лет и непрерывно проработать до 60 лет. После чего выйти на пенсию.

— Если по тем или иным причинам у человека не хватает стажа?

— Тогда вместо пенсии придется получать социальную помощь в размере 1200 гривен. Наша страна живет по принципу капитализма. То есть выживает сильнейший. Украинцы должны заработать себе на пенсию или остаться без соцвыплат.

 — Насколько реален вариант накопительной пенсии?

— Это реально для людей 25-30 лет, которые смогут до 60 лет заработать себе стаж. Либо осознанно будут откладывать деньги на пенсию. Если говорить о существующих пенсионерах, то они уже не накопят деньги. Для них это не актуально. Данная инициатива правительства подходит только для молодых людей трудоспособного возраста. Они имеют шансы, чтобы теоретически часть их пенсии формировалась за счет накопительной системы.

— Не обесценится ли накопления?  

— Суть накопительной системы в том, чтобы доверять управлять деньгами банку или пенсионному фонду. Это будет прописано в условиях частных договоров. Они должны будут обеспечить уровень доходов по накоплению граждан и уровню инфляции. Соответственно, — не допустить обесценивания средств. Это реально при наличии безопасных инструментов инвестирования. На сегодняшний момент в нашей стране их нет. Если в 2013 году покупались облигации внутреннего госзайма с процентом доходности 5-8, то в феврале 2014 года инфляция составила 24%. При долгосрочной инвестиции доход просто размывается. В это можно вкладывать только при стабильных экономических системах. В частности, если рост инфляции не превышает 1%, а доходность ценных бумаг составляет 1-1,5%. Украинцам проще класть деньги на депозиты на 3-6 месяцев и получать с этого процент. Каждый в нашей стране должен стать сам себе финансистом. Готовы ли к этому граждане? Нет! Половина людей не знают разницу между солидарной и накопительной системой.

После ее внедрения, каждый остался при своем мнении. Каждый, кто будет лоббировать ту или иную модель управления средствами и обеспечит принятие решений, собственно и получит свой кусок ресурса. Январь 2018 — фонд оплаты труда по юрлицам с количеством работающих более 10 человек в Украине, — 62 миллиарда гривен. Итак, 2% (начальная ставка отчислений на 2-й уровень), 1,2 миллиарда  в месяц за год 500 миллионов долларов. Для сравнения, макропомощь ЕС — 1 миллиард евро.

— Приближается пик долговых выплат, сможет ли Украина рассчитаться с кредитами?

— В нынешнем году — сможем. Нужно посмотреть, что будет с траншем от МВФ. Возможно, мы получим 1 миллиард макрофинансовой помощи от ЕС. Без денег нас не оставят. Ведь если Украину оставят без средств, то рухнет экономика, что приведет к нестабильности в регионах. Международные партнеры не захотят создавать еще одну горячую точку. Деньги дадут, чтобы мы продержались на плаву.

— Не грозит ли дефолт в 2019?

— Это год выборов. Нас ожидает полная непредсказуемость. США могут поддержать другого кандидата вместо Порошенко. Новой программы кредитования не будет. Однако если заработает Антикоррупционный суд, то в феврале – марте 2019 года Украина получит еще один транш от МВФ. В нашей стране планировать дальше, чем на пару месяцев не стоит. Не грозит ли нам дефолт более–менее станет понятно, когда Рада выйдет на каникулы. Тогда можно будет подвести итоги, что она сделала, и что нет, из того, что обещала международным партнерам.

 

 

Читайте также по теме