В 2019 году новый министр образования и науки (МОН) Украины Анна Новосад заявила, что МОН изменит систему финансирования вузов, опираясь на оценку эффективности того или иного высшего учебного заведения. «Мы хотим, чтобы средства шли в лучшие университеты. Государственный заказ — это тот рудимент, который нам остался после советской плановой экономики», — сказала она, пояснив, что оценивать эффективность вузов будут на основе количества трудоустроенных выпускников. Эксперты же, педагоги вузов считают, что государству нужно подходить к оценке эффективности украинских вузов с другим мерилом. Об этом в интервью ГолосUA сообщил политолог Алексей Якубин.
— Алексей, есть ли в Украине система оценки качества работы украинских вузов? Какой она должна быть, по вашему мнению?
— Этот вопрос не настолько прост, как может показаться. Это зависит от парадигмы, которая используется в государстве. Если мы считаем, что высшие учебные заведения, университеты создают общественные блага, и учеба в вузах — это право людей, то на самом деле оценка ключевая будет такой, что люди имеют возможность учиться в университетах и потом, как следствие, они создают общественные блага. То есть они могут учиться, это право, а не обязанность закрывать вакансии, которые есть на рынке.
А создание общественных благ — это способ реализации своих полученных в вузе знаний, способ накапливать и развивать новые знания. Если университеты воспринимаются вот в такой парадигме, то нельзя легко измерить качество работы вуза и тем более измерить так, как предлагают в МОН.
— Хорошо. По вашему мнению, как нужно оценивать качество вузов в Украине? Вы можете сравнить с зарубежным опытом организации системы высшего образования украинские вузы?
— Я не думаю, что в Украине есть система оценки качества образования в целом, кроме тех баллов, которые выставляют в аттестатах, «зачетках», дипломах. Давайте поговорим о том, с какими мерками, на мой взгляд, стоит подходить к оценке высшего образования. Министр Новосад предложила оценивать качество вузов по количеству трудоустроенных студентов или по востребованности выпускников среди работодателей. То есть, по ее мнению, как я понимаю, если выпускники строго по полученной специальности получили работу, то это хорошо и вуз работает хорошо.
Но университеты ни в Украине, ни за рубежом не могут работать так, чтобы исключительно все студенты работали по специальности. Допустим, во Франции после университетов около 20% выпускников остаются безработными, это факт. И как тогда это воспринимать – как негативную оценку работы французских университетов? Или же нужно говорить не о качестве образования, а о плохой французской экономике, где нет рабочих мест?
— Как же тогда оценивать украинские университеты?
— С точки зрения общественных благ. То есть выпускник вуза должен уметь создавать общественные блага – общественные блага это или полезная для общества работа, которая, соответственно, пользуется спросом и оплачивается. Или же это открытие новых ниш в науке, бизнесе.
Если оценивать университеты с точки зрения оценки общественных благ, то на самом деле у нас, в Украине университеты в этом плане очень успешны. Они создали не одно поколение людей, которые смогли использовать эти знания, чтобы преуспеть в жизни, быть конкурентными в Украине и за ее пределами; я говорю даже о странах ЕС и других. Потому что многие украинцы-выпускники вузов, а до того выпускники советских институтов совершили значимые научные открытия, стали известны за рубежом и признаны мировым научным сообществом как специалисты.
Но сейчас, как я понимаю, украинское правительство пытается оценку университетов из плоскости идеи, что следствие обучения выпускников это производство общественного блага, перевести в плоскость идеи решения вопроса с кадрами для рынка труда. При этом госпожа Новосад предлагает использовать логику, что если выпускники трудоустроились не совсем по той специальности, которую изучали, то это не очень хорошо для качества работы университета. Значит, по ее мнению, университеты не соответствуют потребностям, которые есть на рынке труда. Но опять-таки тут есть нюанс: рынок труда создается правительством в том числе, и бизнесом, это экономическая сфера. А университеты не являются органами власти. Рынок труда – это забота Минэкономики, а не Минобразования. И ошибочность концепции, озвученной Новосад, в том, что это попытка украинского Министерства образования и науки «привязать» деятельность университетов к рынку труда.
Но на самом деле часто именно университеты создают те отрасли, которые, скажем так, становятся доминирующими для рынка труда. К примеру, если бы не университеты с обучением программистов. если бы не было этих университетов, могла бы сейчас Украина экспортировать IT-услуги? Нет. Потому что именно университеты сами создали эту нишу на рынке, а не рынок труда.
Более того, если Украину сравнивать с Францией и говорить о том, что только из-за системы обучения в университете выпускники, бывшие студенты, не могут найти работу, то это, я считаю, попытка украинского правительства снять с себя ответственность за происходящее с трудоустройством выпускников и сэкономить бюджетные средства в будущем на образовании.
— Тогда вопрос: только ли в развитие научной базы вузов государство должно инвестировать средства, чтобы образование выполняло функцию создания общественных благ?
— Не только в то, чтобы вузы могли экспериментировать, создавать больше изучаемых направлений. Если мы посмотрим на тему Нобелевских премий, то в 2019 году Нобелевскую премию по экономике получили экономисты за идеи по борьбе с бедностью. Их концепция состояла в том, что для того, чтобы побороть бедность, нужно инвестировать в людей. То есть, например, если мы хотим, чтобы образование было эффективным, то нужно повышать доходы учителей, педагогов, а не просто ужесточать дисциплинарные меры во всей этой отрасли. А то, что предлагает министр образования и науки Новосад, это похоже на ужесточение.
— Алексей, правильно ли я поняла: если в Украине не будет университетов, которые будут обучать студентов не обязательно в соответствии с рынком труда, а и с учетом потенциала научных разработок и новых ниш на рынке, то экономика будет слабеть и новые рабочие места не будут создаваться?
— Совершенно верно. В развитых странах так и есть: университеты автономны от экономики. В Украине же — сырьевая экономика, а университеты готовят профи из людей, которые могут создавать самолеты, космические аппараты, создавать программные продукты – то, что, в первую очередь, востребовано в других странах, на зарубежных рынках. Это и есть показатель высокого уровня конкурентности университетов. Это как семя, которое может во время смены вектора развития страны стать основой, чтобы в Украине создать высокотехнологическую промышленность.