В начале октября депутаты Верховной Рады проголосовали за пенсионные изменения. За принятие законопроекта №6614 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий» проголосовало 288 депутатов при необходимом минимуме в 226 голосов, и 11 октября изменения вступили в силу. Количество голосов в поддержку реформы стало большой неожиданностью, поскольку до вынесения законопроекта в сессионный зал ее в парламенте не критиковал только ленивый. Более того, правительство и само, понимая всю непопулярность решения о фактическом повышении пенсионного возраста, пыталось до последнего скрыть текст законопроекта. ГолосUA пообщался с политологом Алексеем Якубиным о том, каким образом были достигнуты договоренности в парламенте, почему правительство скрывало текст закона и как эта реформа отразится на жизни простых граждан.
— Алексей, каким образом власти удалось добиться лояльности от тех политических сил и депутатов, которые жестко и много критиковали реформу, ведь в итоге ее поддержало даже больше, чем было необходимо?
— Накануне голосования по пенсионной реформе в течение двух недель парламент рассматривал изменения в судебную систему, и это был период поиска голосов. То, что в итоге за пенсионные изменения проголосовали с лихвой, — это показатель того, что Банковая до конца не была уверена, что наберется необходимое количество голосов – даже среди своих депутатов-мажоритарщиков. Именно поэтому Администрация Президента слила свой альянс с той же Радикальной партией Олега Ляшко, которая проголосовала за эти пенсионные изменения. Сейчас мы увидели, кто на самом деле является оппозиционными силами, потому что та же «Самопомич» проголосовала за пенсионные изменения, Радикальная партия – проголосовала. Причем политические силы, которые позиционируют себя как европейские, – так называемые еврооптимисты, та же «Самопомич» и БПП – они в полным составе проголосовали за пенсионные изменения, и теперь активно критикуют судебную реформу, а пенсионные изменения их вполне устраивают. А если мы говорим о евроинтеграции, такие важные социальные, как пенсионные, не должны решаться вот так, кулуарно, как это мы видели в парламенте. Наша соседка Польша понижает пенсионный возраст для своих граждан – женщины там теперь будут уходить на пенсию в 60 лет, а мужчины – в 65. В Швейцарии был референдум также не так давно по поводу повышения пенсионного возраста, и хотя продолжительность жизни там значительно выше, чем в Украине, швейцарцы проголосовали против повышения пенсионного возраста. Такие вещи парламент просто не может принимать из-под полы, манипулируя при этом понятием осовременивания пенсий, хотя это абсолютно разные вещи.
— Что получат депутаты взамен?
— Некоторые считают, что они смогут быстро воспользоваться этим осовремениванием – они будут говорить своим избирателям: смотрите, мы вам увеличили пенсии. Очень быстрый электоральный эффект в расчете на то, что избиратель не подумает о более длительных последствиях – о том, что в дальнейшем это будет вести к ухудшению условий выхода людей на пенсию. Не исключено, что потом часть политиков будет думать и о том, чтобы на кого-то переложить ответственность за негативы, которые граждане ощутят из-за пенсионных изменений.
— Каким образом теперь действует правительство, чтобы сгладить критику реформы?
— Правительство пытается сейчас, пока граждане не ощутили на себе вступивших в силу этих дискриминационных норм, максимально быстро нарастить рейтинг за счет некоей индексацией, осовременивания пенсий. То есть, сделать это максимально быстро и сейчас. Грубо говоря, правительство думает очень короткими временными отрезками. Считает, что можно быстро превратить это в некоторое повышение рейтинга – доплатив пенсионерам, а дальше будет видно. Как это ни парадоксально, даже законопроект называется «о повышении», или осовременивании пенсий. Правительство пытается максимально выжать из этой обвертки, рассчитывая, что когда уже будет шок, будут другие вопросы, на которые можно будет переключить внимание.
— В чем основные негативные моменты реформы?
— Глобально на наших глазах происходит социальный переворот, это главная антисоциальная реформа в Украине. Во Франции сейчас говорят «социальный переворот», вот у нас на самом деле пенсионные изменения готовят социальный переворот, потому что они значительно ухудшают для многих категорий граждан возможность получить пенсию. И самого начала, поскольку это продвигалось очень манипуляционно, говорить о том, что тут есть какие-то прогрессивные моменты, я бы не стал. Считается хорошо, что мы сокращаем различные спецпенсии, но это в кавычках хорошо, что педагоги, которые у нас и так немного зарабатывают, ученые, преподаватели, действительно, теперь лишены своих спецпенсий. По поводу военных, тут тоже неоднозначная ситуация, поскольку страну развивают не только военные, но, в первую очередь, и учителя, и медики, и теперь с этими группами государство разрывает социальный контракт – хотя бы какой-то социальный контракт. Я считаю, это совершенно не прогрессивная вещь. Кроме того, правительство изъяло норму из законодательства по поводу того, что индексация должна быть автоматической. С принятием закона, получается, что эта индексация одноразовая, а все следующие индексации должны быть привязаны к отдельному решению парламента или правительства.
— Против кого в большей степени будут направлены эти изменения?
— Это женщины, это наши граждане, которые работают за границей, но не потому, что они хотят там работать, а потому что нормальный заработок они здесь найти не могут, это крестьяне, как и не парадоксально. Мы помним, что Хрущев дал крестьянам пенсии, и теперь правительство пытается забрать у них возможность пенсионного обеспечения. Плюс – это мужчины. У нас у мужчин сейчас средняя продолжительность жизни – 62 года. Со следующего года необходимый трудовой стаж для получения пенсии – 25 лет, а потом – 35. Соответственно, сколько мужчин при продолжительности жизни 62 года доживет до пенсии, если у нас сейчас статистика – на 5 женщин-пенсионерок один мужчина-пенсионер? Получается, женщины теперь вынуждены будут больше работать, а мужчины не будут доживать до пенсии. Кроме того, эта ситуация вбивает клин между теми людьми, которые еще не вышли на пенсию, и теми, кто уже на пенсии. Потому что получается, что власть этим осовремениванием одномоментным дала для части действующих пенсионеров определенные привилегии – освободила работающих пенсионеров от 15%-ного налога, например. Плюс – увеличила немного ее, но при этом это все делается за счет тех граждан, которые еще не вышли на пенсию – они в итоге получат намного меньше, а многие из них вообще не получат пенсию.