Впервые в украинской истории Президентом станет человек, не имевший до этого никакого отношения к управлению государством, не входивший в Верховную Раду и не занимавший министерских кресел. Отрыв, с которым побеждает Зеленский, тоже рекордный. ГолосUA решил разобраться, как теперь изменится жизнь в стране, о чем между собой будут договариваться олигархи, какая судьба ожидает Петра Порошенко и что будет с Донбассом, и расспросил об этом политолога Алексея Якубина.
— Украинцы проголосовали за Владимира Зеленского на выборах, как теперь изменится жизнь в стране, и о чем между собой будут договариваться олигархи?
— Сам факт того, что Зеленский стал Президентом, означает для олигархов, что им нужно будет пересматривать олигархический консенсус. В последние недели олигархи делали ставки не только на Порошенко. Тот же Виктор Пинчук встречался с Зеленским. Бизнесмен Игорь Коломойский ставил против Порошенко. Один из ключевых вопросов, как будет дальше себя вести олигарх Ринат Ахметов. Тот факт, что Зеленский стал появляться на телеканале «Украина», говорит о том, что олигархи готовы присматриваться к Зеленскому. Не исключаю, что для олигархов, такой человек, как Зеленский, на должности Президента может быть даже в чем-то удобнее, чем Порошенко, который пытался стать главным олигархом в Украине. Зеленский до этого для не был ни одного дня в политике, и он намного меньше понимает, как устроено ее за кулисье. Ему понадобиться значительное количество времени, чтобы понять, откуда идут ключевые инструменты управления государством. Вполне может быть, что олигархи рассматривают Зеленского, как возможность опутать его сетями, чтобы он не мог, как Порошенко полностью под себя устроить передел и стать единственным олигархом в стране. Но здесь есть свои нюансы. Если говорить об олигархах, то стоит учесть фактор транснациональных корпораций. Один из самых важных вопросов, как они будут себя вести. До этого их представители пытались выжить украинских олигархов или как минимум их ослабить. Сможет ли Зеленский пытаться лавировать между этими группами. С одной стороны транснациональными корпорациями и кредиторами, которые будут продвигать свою повестку дня, и требовать принятия тех или иных решений, которые могут ограничивать украинских олигархов. Например, окружение Зеленского собирается бороться с формулой Роттердам +, которая была ориентирована на Рината Ахметова. С другой — требования международных финансовых институций, о которых можно будет говорить только после приезда миссии МВФ в Украину. В частности, как Зеленский отреагирует на программы, которые МВФ будет предлагать. Если Зеленский согласится продолжить программу, то это будет означать дальнейший рост цен на газ.
— Как теперь олигархи разделят между собой активы?
— Олигархи пока присматриваются к Зеленскому, чтобы понять насколько он будет готов вписаться в этот консенсус или создать некий новый консенсус вокруг себя, но без Зеленского. То есть, полностью его игнорируя. Олигархи понимают, что Зеленский несколько месяцев будет достаточно ослаблен. Он будет пытаться понять, как руководить страной, какие для этого нужны механизмы. Это означает, что олигархи будут делать большую ставку на Раду и Кабмин. Соответственно, парламентская кампания для значительной части олигархов является самой важной. Олигархи понимают, что при Президенте Зеленском главные решения теперь будут приниматься не на Банковой, а в парламенте и Кабмине. Есть смысл удвоить свои усилия в борьбе за парламент и Кабмин. Именно Рада и правительство будут принимать решения о возможной приватизации и по открытию рынка земли.
— Кто может стать будущим премьер- министром?
— Вопрос в том, может ли Зеленский сейчас назначить нового главу правительства. Складывается впечатление, что Зеленский будут крэш-тестом для Верховной Рады. Окружение Зеленского и он сам посмотрят, насколько через эту Верховную Раду можно ожидать взаимодействия. То есть насколько эта Рада способна ситуативно работать с Зеленским в плане кадровых решений. Зеленский без участия этого парламента не может поднять вопрос о назначении министра иностранных дел, министре обороны, Генпрокуроре и главе СБУ. Зеленский самостоятельно может назначить только секретаря СНБО и главу своей администрации. Даже назначение руководителей областей ему нужно согласовывать с правительством.
Кроме того, очень важен вопрос, стоит ли ожидать досрочных парламентских выборов. То есть удастся ли Владимиру Гройсману в этом случае досидеть до осени в кресле премьера.
Тот факт, что Гройсман не пришел к Порошенко 21 апреля, говорит о том, что он готов сотрудничать с Зеленским. Тем самым Гройсман пытается выторговать для себя пребывание на должности главы правительства в ближайшие несколько месяцев. Насколько этот план сработает сказать сложно. Не стоит забывать о факторе наших международных финансовых кредиторах, которые могут предложить вариант транзитного премьера. В свою очередь, Гройсман будет пытаться предложить команде Зеленского все, лишь бы остаться в премьерском кресле.
— Насколько вероятен сценарий досрочных парламентских выборов?
— Такой сценарий очень вероятен. Ближайшие несколько недель покажут, насколько он будет реализован. Есть некий консенсус политических сил по поводу такого сценария. Оппоблок уже не один раз говорил, что они выступают за роспуск парламента. Результат Зеленского показывает, что парламент нужно распускать. Плюс досрочные выборы в Раду могут быть выгодны и Порошенко. Они позволят ему сохранить часть депутатского влияния. Также досрочные выборы в Раду выгодны Зеленскому, чтобы не растерять свой рейтинг до осени. Пока что социология показывает, что виртуальная партия «Слуга народа» показывает хороший рейтинг.
— Останется ли Порошенко в политике после парламентских выборов?
— Если бы Порошенко набрал более 30%, то он бы пытался стать премьер-министром. Ходил слух, что он хотел бороться за должность премьера. После получения результата в 25% Порошенко будет сложно сохранить себя в политике с тем влиянием, которое он имел до этого. Возможно, он получит некие гарантии от Запада в отношении защиты от политического преследования. Однако в обществе остро стоит вопрос об наказании для его окружения. В частности, чтобы начать расследование по оборонным скандалам. Поэтому политические перспективы Порошенко туманны. Его уход от государственных и медиа ресурсов резко уменьшит его влияние на украинскую политику.
— Грозит ли Порошенко либо его окружению уголовная ответственность?
— Кому-то из его людей – да. Не исключаю, что Свинарчуку, замешанному, в оборонном скандале. По поводу Порошенко есть сомнения. Пока что он и его близкое окружение не будет бежать из страны. В будущем такой сценарий вполне вероятен. Порошенко может повторить судьбу экс- президента Грузии Саакашвили, против которого потом начались судебные процессы. Однако Саакашвили удалось сохранить свою политическую силу. Сможет ли так сделать Порошенко – открытый вопрос, так как на его электоральном поле есть Юлия Тимошенко. Она может сфокусировать это поле на себе, а Порошенко останется у разбитого корыта.
— Сможет ли Зеленский вернуть Донбасс и Крым?
— У Зеленского будет не так много времени, чтобы продемонстрировать подвижки в этом вопросе. Пока Зеленский пытается начать процесс гуманитарного диалога по освобождению украинских моряков из России. В свою очередь, Зеленскому от России был сигнал о том, что они ожидают от Украины честного и прагматичного подхода в обсуждение этих вопросов. Не исключаю, что у Зеленского будут инициировать в ближайшее время встречу с Путиным. Пойдет ли это президент России, сказать сложно, так как Кремль уже давал четкие сигналы, с кем он готов работать. Здесь уже вопрос к Зеленскому, насколько он готов пойти на компромиссы для того, чтобы встретиться с Путиным при участии западных стран и быть готовым к тому, что он для части общества может превратиться во врага номер один.
Большая часть решений по Донбассу без Рады не может быть принята. Нынешний парламент не будет принимать никаких решений по минским переговорам. Только после перезагрузки Рады можно ожидать перезапуска минского формата. Пока что мы можем ожидать – встречу в нормандском формате, как минимум, ознакомительную, и первых попыток кадровых назначений, связанных с минской контактной группой. Без Рады ключевые решения Зеленский не сможет запустить.