О введении полномасштабного визового режима с Россией в Украине говорилось давно, но дальше разговоров дело не шло. В последнее время этот вопрос вновь актуализировался. Корреспондент ГолосUA решил разобраться, к чему приведет введение визового режима с Российской Федерацией, и расспросил об этом политолога Алексея Якубина.
— К чему приведет введение визового режима с Российской Федерацией?
— Очевидно, Россия симметрично введет визовый режим с Украиной. Сразу же встанет вопрос: что делать с нашими гражданами, работающими в РФ. Ведь там трудится минимум три миллиона наших граждан, которым либо придется легализироваться, либо — возвращаться обратно. Дальше возникнет вопрос: а что делать с гражданами, которые проживают в Крыму? Ведь крымчанам, живущим на полуострове, тоже придется получать визу, чтобы въехать в Украину, так как у многих из них российский паспорт. Таким образом, мы де-факто легализируем ситуацию с Крымом, признаем, что эти граждане уже не совсем граждане Украины.
— Какие еще подводные камни в данной инициативе?
— Все желающие получить визы не смогут. Ведь глобально в России нет столько консульских и визовых центров. Поэтому придется там открывались новые центры, иначе в действующих образуются колоссальные очереди, что приведет к нелегальной миграции. А контроль за российско-украинскими границами во многом иллюзорный. То есть, мы разрушим способ учета пересечения границы. Плюс заговорят не только о визах с Россией, но и визах с Беларусью и Молдовой. Ведь визового режима между Беларусью и Россией нет. Но введя визы с Россией, мы автоматически должны будем ввести визы с Беларусью. Тем самым мы лишим наших граждан возможности ездить без виз в несколько стран.
— Насколько визовый режим с РФ будет невыгоден с экономической стороны?
— Оформление визы стоит не малых денег. В частности, для жителей ЕС виза в РФ стоит 35 евро. Для США — 160 долларов. Для других стран в пределах 90-120 долларов. Кроме того, в Украине также нет визовых центров и инфраструктуры для контроля. В итоге, мы окажемся в ситуации бесконтрольности, когда часть украинцев вернется назад, и будет усиливать социальный прессинг в стране в поисках работы. А часть поедет искать работу в ЕС, и тем самым будут нарушать правила въезда в Европейский союз. Кроме того, введение визового режима потребует дополненных средств. Это будут десятки или сотни миллионов гривен, что не выгодно социально и экономически. Это просто удар по своим же гражданам. Ведь работающие в РФ украинцы только в прошлом году перечислили свыше 3 миллионов долларов в Украину. А это больше чем все инвестиции, которые Украина легально получила в прошлом году.
— Как вы можете охарактеризовать отношения между Украиной и Россией?
— Отношения находятся на низком уровне. У нас нет послов. Соответственно, все взаимоотношения происходят на уровне поверенных или на уровне теневой дипломатии. Для Киева такой вид отношений еще больше лишает возможности и рычагов влияния на Российскую Федерацию. Разрыв дипломатических отношений не поможет. Есть пример Грузии, которая пошла на подобные вещи с Российской Федерацией. В итоге для Грузии это закончилось колоссальными проблемами. Она потом еле-еле постаралась выйти на какой-то уровень для восстановления дипломатических отношений, но это все ей стоило огромного количества экономических, социальных и гуманитарных ресурсов. В Украине таких ресурсов нет.
— Поспособствует ли перезагрузке взаимоотношений между Украиной, Россией и США встреча Трампа и Путина?
— Ожидать быстрых результатов не стоит. Потому что Трамп связан по рукам многими правилами США. Он делает очень осторожные шаги и ожидать, что после встречи Путина и Трампа взаимоотношения между Россией и США развернуться на 180 градусов не стоит. Определенные подвижки там будут, и вопрос Украины там тоже будет обсуждаться. В первую очередь в контексте того, как решить эту проблему, потому что Трамп хочет закрыть страницу с Украиной. Пока эта страница остается, и она является тем камнем, который постоянно ранит ногу и создает проблемы. То есть хочет закрыть вопрос с Украиной как можно быстрее. Поэтому Трамп будет настаивать на выполнении Минских соглашений. Но включаться в новый формат США не будут. Думаю, Трамп может предложить России новые договоренности. В частности, если она будет активно участвовать в мирном плане, то в таком случае возможно уменьшение секторальных отдельных санкций. Уже появилась информация, что Вашингтон готовит список таких предложений. Но я не думаю, что стоит ожидать полную отмену санкций. Скорее всего, будут точечные предложения.
— Могут ли США при не выполнении Минских соглашений Киевом надавить на украинскую власть и потребовать досрочных перевыборов?
— На самом деле у них есть все экономические рычаги для этого. В частности, один из них — финансовая помощь Украине. Плюс не стоит забывать, в США активно собирают информацию на украинский политический класс топ-чиновников и политиков. Ведь не просто так было создано НАБУ, которое собирает информацию для американских спецслужб и ФБР. Поэтому наши политики вынуждены делать то, что им скажут зарубежные партнеры. Думаю, Трамп начнет присматриваться ближайшие полгода к Украине и Порошенко. После чего сделают определенные выводы и шаги. Не исключаю, что Трамп будет во многом действовать в ближайшие полгода через нормандскую четверку немецкими руками. Ведь он считается, что разрешить военный конфликт на Донбассе – ответственность Ангелы Меркель. Тем более, у нее отношения с Порошенко намного лучше, чем с Трампом.