Премьер-министр Владимир Гройсман объявил масштабную реформу госслужбы, которая включает и реформирование Кабинета министров. Корреспондент ГолосUA решил узнать у политолога Алексея Якубина, что дадут премьеру переформатированные министерства.
— Для чего Владимир Гройсман анонсировал масштабную реформу министерств?
— Чтобы создать для себя более лояльную среду в министерствах. Гройсман хочет под шумок повлиять на часть руководства из министерств. Ведь со многими руководителями из этих министерств у Гройсмана были конфликты. То есть это такой своеобразный намек министрам, что они плохо работают. Ведь в списке есть и Министерство инфраструктуры, Аграрное министерство. Возможно, решение о реформировании было принято, чтобы уменьшить квоты «Народного фронта» или убрать отдельных людей, мешающих Гройману, усилить свою «винницкую группу». Но в итоге все будет подано под соусом того, что министерства работают неэффективно и поэтому их реформируют. А всех не справившихся с заданиями министров тоже нужно поменять. Между тем в списке Гройсмана нет Министерства внутренних дел. Хотя на его работу очень много критики со стороны общественности.
— Что дают премьеру переформатированные министерства?
— Усиление контроля над сотрудниками в министерском корпусе. Очевидно, что на это пойдет освоение европейских денег. Но тут возникает вопрос: насколько можно будет освоить эти деньги в том формате, в котором это видит Владимир Гройсман. Ведь Украина взяла обязательства, что не будет просить дополнительные средства у ЕС со структурных фондов. Но кто тогда будет финансировать всю эту программу на несколько сотен миллионов евро? Поэтому со стороны Гройсмана появится попытка собрать лояльных чиновников, то есть людей, которые не попадают под механизм выборов. Также можно заявить, что данная инициатива — своеобразный пиар Гройсмана перед отчетом и представлением программы Кабмина на следующей год.
— Что изменится для простых украинцев после того, как пройдет данная реформа?
— Не думаю, что реформа пройдет в том формате, как обещал Гройсман. Ведь в парламенте есть оппозиционные силы, которые не захотят поддержать такие изменения. Ведь ко всему прочему потребуются еще и законодательные изменения. Например, закон о госслужбе, который будет требовать внесения в него правок. Поэтому многие из вещей Гросману не удастся провести. Но это будет использоваться в контексте того, что Гройсман предложил отличную реформу, а ее завалили депутаты.
— Поможет ли данное реформирование министерств повысить рейтинг Гройсмана?
— Такие изменения можно проводить, когда есть высокий уровень доверия к власти у общественности. Если говорить о простых гражданах, то главная стратегия правительства состоит в том, чтобы переложить на плечи граждан максимальное количество вещей, которые в большинстве развитых стран несет на себе государство. Поэтому правительство провело децентрализацию и затеяло и пенсионную реформу. В итоге в стране просто исчезнет солидарная пенсия как таковая. Если мы говорим об изменениях в медицинской сфере, то видим, что во многих регионах закрываются больницы. И в селах и значительная часть граждан не будет иметь возможности получить качественную медицинскую помощь.
— Но Гройсман заявляет, что по итогам децентрализации на треть выросли местные бюджеты. Насколько это отвечает действительности?
— Когда я слышу такие заявления Гройсмана, то у меня сразу возникает вопрос: а в каком мире живет Гройсман? Ведь если их сравнить с реальной картиной, которая вырисовывается на местах, то можно увидеть, что центральные органы пытаются перекинуть как можно больше различных функций на места. Однако достаточного финансирования для этого власть не это не выделяет. А местные органы в итоге сокращают и закрывают различные социальные учреждения. Поэтому заявления правительства о том, что на местах стало больше денег, а местные органы стали более эффективно работать – обман. Ведь Гройман заявляет, что у граждан колоссально выросли заработные платы, а негатив придумывают только правительственные критики.
— А вы не исключаете, что анонсированная реформа министерств – подготовка к досрочным выборам?
— Не исключаю. Возможно, это попытка поднять данный вопрос для того чтобы играть вокруг торгов о досрочных парламентских выборах. Ближайшие недели нам покажут, насколько велика вероятность досрочных выборов текущей осенью. Также Гройман может сейчас выдвигать такие тезисы, чтобы потом заявить, что он реформатор и пытался реформировать правительство. Кроме того, данная инициатива со стороны Гройсмана может говорит о том, что премьер-министр попытается создать свою политическую силу. Плюс это очередная попытка размыть с себя ответственность и переложить негатив на неугодных министров. Гройсман скажет, что министерства не были реформированы и поэтому так плохо работали.
— Многие эксперты заявляют, что масштабная реформа министерств — это попытка торгов за те или иные места в Кабмине. Так ли это?
— Да, это квотирование, которое сейчас является одним из ключевых вопросов. Поэтому и была взята месячная пауза в работе парламента. А в правительстве сейчас проходят торги, какие места в Кабмине достанутся той или иной политической силе. Думаю, что «Радикальная партия» также будет участвовать в данном «концерте». И, очевидно, что она захочет увеличить свою квоту. А после тряски министерств это станет реально. Но кому-то придется уступить и, скорее всего, это будет «Народный фронт». Потому что внутри БПП тоже происходит борьба, но данная политическая сила вряд ли согласится легко отдать свои квоты, которые у них сейчас есть.