Марина Иванова
07:11 16/07/2016

А. Якубин: «Скандальный результат довыборов в Раду станет толчком к досрочным перевыборам парламента»

17 июля довыборы народных депутатов пройдут , в частности, в округах №27 (г. Днепропетровск), №85 (Ивано-Франковская область), №151 (Полтавская область), №206 (г. Чернигов). Каждый из перечисленных регионов имеет свою специфику и фаворитов. При этом, основная линия противостояния пройдет между условными «провластными» и «оппозиционными» кандидатами. О том, какие технологии будут используют в предвыборной борьбе, а также — как результат довыборов изменит работу парламента, корреспондент ГолосUA узнавала у политолога Алексея Якубина.

— Алексей, насколько важны довыборы в Раду?

— Для власти это, действительно, очень важный аспект. Мы понимаем, что реально в коалиции нет 226 голосов. Поэтому любой голос, который можно получить дополнительно, с помощью довыборов, очень важен. Для власти это сравнительно с «мини-фронтом», она старается сделать все, чтобы максимальное количество кандидатов, которые потом будут сотрудничать с действующей коалицией, прошли на выборах через эти округа.

Именно поэтому мы видим использование в некоторых округах административного ресурса, а также — других всевозможных технологий, которые апробируются и используются при некотором попустительстве местных властей.

— Проиллюстрируйте, пожалуйста, свои слова конкретными примерами…

— Например, Чернигов, который уже прославился в избирательной истории, как один из главных городов по апробации различных технологий мажоритарных выборов в минувшем году с Березенко и Корбаном. И теперь мы тоже видим: власть учла уроки, продолжает прежний сценарий, старается сделать все, чтобы там победил один из связанных с ней кандидатов.

То, что там попытаются использовать, учитывая общее падение рейтинга власти в связи с ростом тарифов и провальной социальной политикой в целом, сделать ставку не на официальных кандидатов от власти, например, от БПП, а на «самовыдвиженцев». Это — своеобразная технология выборов. Власть пытается поддерживать людей, которые потом будут ей удобны, но непосредственно не принадлежат к БПП. При этом, кандидаты от БПП в то же Чернигове исполняют, скорее, техническую роль.

— А какие еще грязные технологии будут применять на приближающихся довыборах?

-Уже очевидно, что активно используются технологии, связанные с созданием различных благотворительных фондов, которые напрямую, вроде бы, и не связаны с кандидатом, но раздают различные пайки, создают систему лояльных граждан, выплачивая какую-то социальную помощь, чтобы люди пришли потом на выборы и проголосовали.  Все стандартно: лавочки, остановки, курсы английского, раздача мороженного, организация детского отдыха. Эти технологии уже апробированы. Но, думаю, гречка сейчас уже менее актуальна, так как она — слишком дорогая, по 50 гривен за килограмм. Так что «заменители» гречки — различные социальные талоны, например, поход в парикмахерскую.

Одной из технологий, которую власть будет использовать, является низкая явка. Ведь эти выборы не вызывают большого внимания со стороны медиа, информация о них возникает лишь эпизодически. Кажется, что где-то что-то в семи округах проходит, ну и что? Отсутствие внимания к этим выборам власть активно использует, низкая явка ей будет выгодна, в первую очередь власть будет мобилизовать своих сторонников. Чем ниже явка — тем лучше для прогнозируемой победы. И потому технология низкой явки дальше будет еще более использоваться и развиваться, попытки со стороны власти создания видимости безальтернативности — мол, и так побеждают кандидаты от власти, зачем идти на эти выборы? Здесь есть и аспект, связанный с летом: так как нет общенациональных выборов, люди не воспринимают происходящее у них в регионах, как что-то серьезное.

— Если все эти технологии сработают, каким будет результат выборов?

— К сожаления я считаю, что явка, действительно, может быть очень низкой. Помните, на минувших выходных Юлия Тимошенко ездила в Чернигов, принимала участие в праздновании Ивана Купала? Но, на самом деле, ключевой целью была активизация ее сторонников. Получается, что без вмешательства ключевых лидеров кандидаты от оппозиционных сил могут проиграть формально «беспартийным», а реально афилированным с властью людям. Поэтому мне кажется, что в ближайшее время мы увидим усиление роли «первых лиц» политических партий, вождизма, персонализации политики. В тот же Чернигов представителем от «Батькивщины» приезжала сама Тимошенко, представителем от Блока Ляшко — сам Ляшко. И кандидаты активно стараются так себя позиционировать, что, голосуя за них, люди отдают свой голос за Тимошенко или Ляшко. Это показывает, что местные кандидаты от оппозиционных политсил большим доверием там не пользуются. Даже оппозиционные партии стараются мобилизовать своего избирателя с помощью ключевых фигур своих партийных сил.

— Как это повлияет на работу парламента?

— Очевидно, что эти выборы закончатся скандально. При дальнейшем усилении парламентского кризиса мы увидим и судебные иски по поводу их результатов. Уже очевидно, что по разным округам накопилось довольно много скандальных фактов, то есть, будут какие-то судебные решения. В итоге, в парламенте будет так или иначе подниматься вопрос о необходимости пересмотра результатов выборов, думаю, именно оппозиционные партии его поднимут. И, параллельно с этим, будут активно развивать тему, что эти выборы прошли не очень справедливо, следует принять новый закон о выборах, готовить возможные перевыборы в Раду. Тем более, что уже прозвучало заявление «Оппозиционного блока», что они готовы сложить мандаты. Если оппозиционные партии продолжат эту логику, после этих выборов вполне может быть, что и «Батькивщина», и партия Олега Ляшко могут поднять этот вопрос, открывая этим самым возможность перевыборов, используя то, что парламент не удовлетворяет их запросы по созданию тарифной, офшорной комиссий. Они могут «зайти» на перевыборы с другой стороны.

Читайте также по теме