А. Якубин: «В приоритетах госбюджета-2019 — силовые ведомства и бюрократия»

 

Верховная Рада утвердила госбюджет-2019.  Доходы госбюджета впервые в истории страны составили  триллион гривен, расходы – 1,1 триллиона гривен. В сравнении с первым чтением доходы и расходы госбюджета увеличены на 17,7 миллиардов гривен. Почему госбюджет в Украине принимался в спешке под покровом ночи и чего теперь ждать гражданам, ГолосUA решил узнать у политолога Алексея Якубина.

— Алексей, почему госбюджет в Украине принимается в спешке под покровом ночи?

— Государственный бюджет на 2019  год принят не для граждан, а для Международного валютного фонда (МВФ). В таких быстрых темпах принятия бюджета не было потребности. В итоге во время принятия бюджета, произошло нарушение норм, связанных с бюджетным кодексом. У нас одновременно прошло и второе, и третье чтение. Нормы бюджетного процесса эти вещи запрещают. В авральном порядке пытались успеть, чтобы до рождественских праздников, которые будут в декабре, передать проект и ключевые его цифры в МВФ. Ведь госбджет-2019 принят не для граждан, а для МВФ.  Его принимали в спешке, так как правительство понимает, что не будет его выполнять, ведь у нас в следующем году два цикла выборов. В Кабмине хотели, чтобы в Раде как можно  быстрее приняли новый бюджет, чтобы правительство могло приступить к обсуждению с МВФ новой программы для выделения Украине очередного транша.

— Многие депутаты говорили, что не будут голосовать за документ. Как их удалось уговорить?

— За него убеждали голосовать мажоритарщиков выделением дополнительных средств на развитие регионов. Если в 2018 году сумма составляла 1 миллиард, то в бюджете на 2019 год она выросла до 4,9 миллиардов гривен. Данные средства мажоритарщики у себя в округах могут использовать для установки окон, на ремонты в школах и так далее. То есть, по сути, выделение дополнительных средств для мажоритарщиков можно расценить, как политическую коррупцию. Очевидно, почему мажоритарщики проголосовали за этот бюджет. Ведь их просто подкупили перед будущими парламентскими выборами.

В бюджете есть странная цифра в 1 миллиард гривен на президентский фонд, который был создан в ноябре. Скорее всего, это сумма, которую Порошенко собирается за счет украинцев использоваться для своей избирательной кампании. Президентский фонд  может выдавать субсидии, выписывать премии, выделять деньги  на закупку школьного транспорта. Президент по факту собирается вести избирательную кампанию за бюджетные средства.

Насколько бюджет -2019 отличается от госбюджета на 2018 год?

— Данный бюджет правительство верстало на базе 2018 года. Он не сильно отличается по ключевым параметрам от бюджета на 2018 год. В нем просто исправлены цифры инфляции, которое задекларировало правительство. В основных приоритетах бюджета силовые ведомства и бюрократия. В частности, — Генпрокуратура, МВД, армия и чиновники. На полицейские органы бюджет был увеличен не пропорционально. Финансирование МВД увеличилось на 20%, но результаты его работы не улучшились.

Это говорит о том, что власть лояльна к министру Арсену Авакову. Увеличение финансирования ГПУ на 5%  пролоббировал Юрий Луценко, который ее и возглавляет. При этом в госбюджете не предусмотрели финансирование социальных нужд. На изготовление госнаград предусмотрено 20 миллионов гривен, на кредитование жилья для молодежи только 8 миллионов гривен. Это не бюджет развития, он повторят все «ахиллесовы пяты» бюджета-2018 и умножает их на цифры инфляции. В нем нет стратегий, как запустить производства, создавать рабочие места и помочь молодежи.  Зато сумма на институт Нацпамяти увеличена в 2,5 раза. При этом  единственный эффект его работы – переименование улиц, городов и областей. Есть вопрос, насколько это является позитивным эффектом работы.

— Вырастут ли соцстандарты в следующем году?

— Минимальная пенсия и зарплата вырастет только с декабря 2019 года. Повышение их будет не значительным. Также минимально вырастет прожиточный минимум. По факту незначительный рост стандартов не отвечают реалиям, у кого-то  после роста тарифов на газ коммуналка будет 3000 тысячи гривен. В приоритете бюджета -2019 не простые граждане, а силовые органы и бюрократия, так как в нем заложено увеличение финансирования Кабмина и Рады. При этом они работают не эффективно.

Стоит ожидать повторения задержек выплаты пенсий, которые прошедшим летом произошли из-за кассового разрыва, то есть из-за недополучения средств по доходным статьям в бюджет. Они  заложены в бюджете и на 2019 год. На выходе мы получаем бюджет полицейского государства, с социально незащищенными гражданами.

— Какие макропоказатели заложены в госбюджет? Будет ли расти экономика?

— Правительство закладывает в бюджете рост ВВП на 3%. Это не является показателем экономического роста. Не стоит забывать, что Украина в следующем году должна из бюджета отдать около 417, 4 миллиардов гривен на выплату внешних долгов.  Свои доходы в несколько раз за текущий год увеличили  только олигархи. Большинство граждан экономического роста в 2018 году не ощутили. Украинцы лишь затягивают пояса. У нас в стране нет инклюзивного экономического роста, то есть роста, который затрагивает всех жителей государства. У нас госбюджет используют как способ перераспределения  общественного богатства  между силовиками и чиновниками.

Читайте также по теме