А. Якубин: «Верховная Рада за три года перестала быть местом, где принимаются ключевые решения»

Двадцать восьмого октября исполнилось три года со дня избрания Верховной Рады восьмого созыва. Время работы нового парламента уже перевалило за свой экватор, и приближение выборов вряд ли сделает труд законодателей более эффективным. О тенденциях в работе тех, кто обещал отстаивать "идеалы Майдана", мы решили поговорить с политологом Алексеем Якубиным.

— Как вы оцените работу Верховной Рады 8-го созыва?

— Если говорить о работе Верховной Рады мне кажется, что она была не однозначной, потому что у нас за три года сменилось несколько спикеров в парламенте. Одна коалиция поменялась на другую, что также негативно повлияло на работу. Изначально на эту Верховую Раду возлагались очень большие надежды. Но в итоге мы увидели, что она из Верховной Рады надежды превратилась в парламент разочарования. Народные депутаты в большинстве случаев живут в совершенно другой реальности, и Рада за три года перестала быть местом, где принимаются ключевые решения. Она превратилась в формальную институцию. Верховная Рада должна была стать главным местом для дебатов и обсуждений.  Кроме того, у нас нет легитимной коалиции. В действующей коалиции нет 226 голосов. Руководство парламента пытается сделать вид, что это не так. У нас также не сформирована часть органов, которые были сформированы ранее. Например,  Счетная палата. Также у нас Рада не может избрать нового омбудсмена вследствие внутренних дрязг, и не способна заслушать отчет правительства, хотя оно формально ей подчиняется. Верховная Рада превратилась в принтер, подтверждающий решения, которые принимаются на Банковой и Грушевского. Она просто их штампует. Кроме того, данные решения не соответствуют ожиданиям большинства граждан. Это подтверждает социология, так как большинство украинцев поддерживают идею о досрочных выборах. Глобально парламент исчерпал себя еще несколько лет назад. Очевидно, что поменялась страна, а Верховная Рада живет в параллельной реальности, создавая видимость работы. В любой цивилизованной стране такой парламент был бы давно уже распущен. В частности, — Германии, Франции или Великобритании.

 — Как вы оцените реформы, за которые проголосовал парламент?

— Так называемая пенсионная и медицинская реформа  — это просто сокращение государством своих социальных функций. Очень много некачественно подготовленных законопроектов. Если сравнивать с предыдущими созывами, то скажу откровенно, что такого количества не профессионализма не было. Я уже не говорю о том, что этот парламент стал одним из самых дорогих в истории Украины, учитывая то количество средств, которые мы на него тратим.  

— Есть ли вероятность, что на следующей парламентской сессии отменят депутатскую неприкосновенность?

— Нет. Многие политики опасаются отмены депутатской неприкосновенности, так как она дает возможность особенно депутатам оппозиционных фракций, иметь определенную защиту от генеральной прокуратуры и СБУ. Поэтому все разговоры о снятии депутатской  неприкосновенности – демагогия. Если с нардепов снимут неприкосновенность, это не приведет к улучшению работы парламента. Яркий пример – Турция, где депутаты оппозиционных фракций оказались в тюрьме, но парламент не стал после этого лучше работать. Многие чиновники без снятия неприкосновенности с Президента или судей на это не согласятся. Уже были случаи, когда снимали неприкосновенности с депутатов местных органов власти. Вначале 2000 депутатов областных и городских советов имели неприкосновенность. Но после ее снятия эти  органы не стали работать прозрачнее. Зато правоохранители получили возможность влиять на неугодных депутатов.

Согласятся ли нардепы изменить систему выборов?

— Мы уже прошли несколько циклов смены избирательной системы. Большая проблема Украины не принятие новой избирательной системы, а то, что эта система каждый раз меняется под выборы. Ее смена позволяет манипулировать результатами. Кроме того, местные выборы в территориальных общинах нам показали несколько нюансов, что мажоритарщики более тесно связаны с избирателями. Пропорциональная система выборов более демократична, так как она позволяет развиваться партийности. Люди голосуют «за» партии и понимают, что именно партия формирует тот парламент, который потом работает. А учитывая, что мы находимся в парламентско–президентской республике — пропорциональная система не самый плохой вариант. Но многие депутаты мажоритарщики не поддержат инициативу о смене системы выборов, так как на местах у них остается админресурс и финансовое влияние для того чтобы попасть в парламент.  

— Доберется ли Рада до голосования за земельную реформу?

— Пока что в этой Раде такого консенсуса нет. Здесь совпали интересы фермеров и олигархического аграрного лобби. Многие фермеры и фермерские ассоциации понимают, что введение рынка земли может привести к тому, что земля будет выкуплена за бесценок. Большие агрохолдинги, которые имеют свое лобби в парламенте, понимают, что приход иностранных агрохолдингов просто вытеснит их из Украины. В этой Раде есть сильное аграрное лобби, которое не проголосует за введение продажи земли. К этому вопросу вернуться после проведения президентских и парламентских выборов.

— Подтолкнет ли Майдан от Михаила Саакашвили к досрочным выборам страну?

— Если не будет никакой радикализации, то это представить очень сложно. Если спонсоры и организаторы Майдана не смогут поменять требования и людей, которые там присутствуют, то сложно ожидать от таких протестов возможности добиться досрочных выборов. Президент Порошенко их очень опасается. Так как БПП может не набрать даже 7% голосов избирателей. Но если этот парламент не сможет реализовывать договоренности по линии спецпредставитя США Волкера и представителя России Суркова, то давление западных партнеров будет решающим, а не митинги под Радой.

Читайте также по теме