Сегодняшняя позиция новоизбранного Президента — не раскрывать все карты — это сознательная, продуманная и достаточно разумная линия, уверяют политологи. Если Зеленский поддастся на призывы «Дайте команду!», то со стороны Порошенко будет сразу же раскручиваться тема «кот в мешке». Если Зеленский назовет фамилии людей на ключевые посты в государстве до своей инаугурации, то будет происходить их обесценивание. Этим Зеленский может только усложнить ситуацию, — полагают эксперты. Своим прогнозом о том, какая стратегия для новоизбранного Президента может быть наиболее реалистичной, с корреспондентом ГолосUA поделился политолог Алексей Якубин.
— Алексей, на ваш взгляд, удастся ли Зеленскому пошатнуть устои махровой коррупции?
— У Зеленского одна из главных проблем, с которой он столкнется, это своеобразный «спрут Порошенко». Вы понимаете, что Порошенко — это не просто отдельный человек, это своеобразный «коллективный Порошенко», в том числе сеть людей, которых он поназначал на разные уровни. По факту мы понимаем, что Зеленский пока один, а один в поле не воин. При всех его возможных намерениях менять систему и т.д., ему в любом случае, чтобы это сделать, придется опираться на тех игроков, которые уже есть в системе. Он не может играть роль такого инопланетянина, который просто высадился и легко и просто меняет всё во власти.
— С чего он может начать, по вашему мнению?
— Ему придется менять все в коалиции с противниками Порошенко. Но не с теми, кто уже есть в этой системе – с теми политиками, которые уже не первый год в украинской политике, которые, возможно, имеют свои связи, свой кадровый состав.
— Какая стратегия Зеленского будет наиболее реалистичной?
— Если мы говорим о какой-то реалистичной стратегии, попытке хотя бы уменьшить уровень коррупционности, по-другому он не сможет эти вещи сделать. Зеленскому, так или иначе, придется опираться на работу с политическим полем – с теми политиками, которые уже не первый год находятся в украинском политикуме. Поэтому, когда мы слышим фразу: «Пусть будут новые лица», мы понимаем, что тут должен быть некий баланс. Этот парламент, который есть сейчас, где-то на 50% — это новые люди, которые в первый раз пришли в парламент. И, что, он от этого стал лучше и стал принимать более качественные решения?! На самом деле нет.
— Новизна – не признак качества…
— Безусловно, просто такая новизна – это большая наивность, что это равно «хорошо». Если говорить о каких-то шагах Зеленского по антикоррупционной политике, еще раз повторю, что проблема Украины – это не только коррупция. Одна из самых важных проблем Украины – это дисфункциональность управления государством. Кстати, есть новое исследование, которое говорит о том, что просто антикоррупционная борьба не ведет автоматически к тому, что государство начинает лучше работать и производить больше социальных благ для граждан.
— То есть, нужно вести борьбу с коррупцией и одновременно наводить порядок в управлении государством…
— Безусловно, это нужно делать параллельно. У нас все последние годы велась бутафорная или декларативная борьба с коррупцией. При этом функции государства находились в деградации. Более того, многие люди, которые приходили во власть, вообще считали, что государство людям ничего не должно, кроме того, чтобы снимать с них налоги. Грубо говоря, даже публично власть предержащие высказывались об этом, не говоря уже про Реву, который нелицеприятно отозвался о гражданах на неподконтрольных территориях. Это в целом показатель общей политики – «мы вам ничего не должны». И это по факту подрывало, делегитимировало само государство.
— Перед Зеленским стоят очень сложные задачи…
— Разумеется. Получается, что Зеленскому нужно думать не только о перезапуске тех же антикоррупционных органов или приходе новых лиц в эту сферу, а о том, как сделать государство многофункциональным, а это может быть намного сложнее, чем просто поменять отдельные стулья и людей. Плюс ему, очевидно, придется вступать в альянс с украинскими политиками-старожилами. Не надо забывать, что Зеленский во многом – политик-популист в неплохом смысле. В том смысле разные группы видят в нем то, что хотят видеть. А Зеленский не докручивает многие темы, он во многих вопросах не докручивает какую-то резкость. Но после политика популиста, и это показатель европейского опыта, как правило, возникает необходимость в конвенциональных политиках.
— Похож ли Зеленский на Макрона?
— Я бы не проводил здесь аналогию. Это вообще плохая аналогия для Зеленского. Если это будет аналогия Макрона, то, наверное, нам стоит ожидать, что в Украине тоже будут социальные протесты, причем в каком-то украинском измерении. В чем еще разница между ними, так в том, что Макрон – он все-таки плоть от плоти французской административной политической системы. Он выпускник известной французской национальной академии управления – элитного учебного заведения. Он был и в правительстве. Я бы не сравнивал Зеленского и Макрона, они из разных сфер.
— Даст ли Зеленского какие-то гарантии безопасности для Порошенко?
— Это один из открытых вопросов – даст ли Зеленский Порошенко некие гарантии безопасности, в том числе, как мы понимаем, что это не только Порошенко, но это касается его ресурсов. У Порошенко есть бизнес-империя в Украине, и только часть ее мы знаем публично – это «Рошен». Очевидно, что за последние годы у него есть много и непубличных активов. По факту Зеленский, если не может дать сразу «хлеба», то может через публичное раскулачивание, раскрытие, аудит всего, что происходило в государстве, обеспечить себе как минимум год активного медийного присутствия, поскольку в обществе есть запрос на справедливость. Поэтому «раскулачивание» Порошенко и его окружения, его людей, которые занимали ключевые должности, — может отчасти совпасть и с интересами отдельных финансово-промышленных групп. Не стоит забывать, что Порошенко был одним из тех олигархов, который хотел быть главным олигархом, моноолигархом, разрушить эту олигополитическую модель, которая у нас была до этого, и стать главным. Теперь он эту власть утратил. Это может означать, что моноолигархическая модель, которую выстраивал Порошенко, уже не сможет существовать.