Ирина Черныш
11:44 27/11/2021

А. Якубин: «Ключевым критерием назначения министров является их исполнительность»

В Верховной Раде уволили 5 и назначили 4 новых министров. Так, Алексей Резников стал министром обороны, Ирина Верещук – вице-премьером – министром по вопросам реинтеграции оккупированных территорий, Павел Рябикин – министром по вопросам развития стратегических отраслей промышленности, Юлия Свириденко – первым вице-премьером – министром экономики. Голос UA спросил у политолога Алексея Якубина, чего ждать от кадровой ротации в правительстве.

— Алексей, чем мотивирована отставка ряда министров?

В Офисе Президента ключевым кадровым критерием является исполнительность. Если ее нет, то у Зеленского инициируют ротации. В ОПУ Кабинет Министров не рассматривают как структуру, построенную на горизонтальном менеджменте, где министры имеют автономию. Правительство рассматривается как вертикальная структура, где министры просто исполнители. От них не ждут активной стратегии.

— Стоит ли за ротацией в Кабмине  попытка власти уменьшить свою ответственность за проблемы в стране?

— Отчасти. Но общество не заботят отдельные министры, оно ответственность переносит все равно на Президента. У Зеленского сейчас уникальная ситуация – у него есть однопартийное большинство.  Получается, что Кабмин и большинство в ВР ориентировано на него. По этой причине модель, при которой снимается ответственность за счет увольнения того или иного министра, работает только отчасти. Люди все равно считают, что это все зона ответственности Президента.

— Какие главные решения должен принять обновленный Кабмин?

— Кабмин должен был бы заниматься подготовкой реальной экономической программы. Но на данный момент он решают оперативные задачи, не проводя активную экономическую политику. В этом году Кабмин должен был бы заняться пересмотром договора о зоне свободной торговли с ЕС, поскольку мы в нем находимся в ассиметричной ситуации. Это видно по целому спектру товаров, когда ЕС субсидирует своих производителей, а Украина этого не делает, поскольку она связана договором об ассоциации. В целом Украина нуждается в новой регуляторной политике, поскольку у нас очень высокий уровень монополизации. Мы это наблюдаем по ценам на продукты, тарифам ЖКХ и так далее. Это сильно ограничивает экономическое развитие. Государство, по сути, не занимается регуляторной политикой и просто «ушло». Власть имущие часто повторяют термин «дерегуляция», но проблема в том, что если государство уходит из регулирования, то кто-то другой начинает этим заниматься. И, как правило, это экономические агенты, которые заинтересованы в монополии и получении наибольшей ренты или доходов. Если мы говорим о развитии экономики, то профильное министерство должно было бы заниматься стимулированием внутреннего потребления. Если посмотреть на развитые  страны, то три четверти их ВВП обеспечиваются благодаря внутреннему потреблению, а не внешним рынкам и инвесторам.

— Что нужно сделать властям для преодоления коронакризиса?

—  Наполнение экономики ресурсом в период кризиса — один из действенных способов выхода из него. Западные страны это активно практикуют. Мы это увидели в контексте коронакризиса. Западные страны накачивают свои экономики деньгами, поскольку понимают, что это стимулирует спрос и помогает легче переносить кризис. Тут Украина недорабатывает. У нас есть наивные монетаристские взгляды, что нужно в большей мере контролировать инфляцию, чем безработицу. На самом деле нужно думать, как бороться с безработицей. А для этого нужно использовать монетарные инструменты, и не боятся насыщать экономику деньгами.

— Чего ожидать от 2022 года?

— Среди ключевых вопросов: как Украина будет выходить из коронакризиса. А также: как будут переживаться газовые шоки. Цена на газ влияет на стоимость минеральных удобрений и продуктов питания. И на много других вещей. То есть важным будет решение вопроса цены на газ, чтобы мы могли сохранить нашу экономику и доступность отечественной продукции.

Читайте также по теме