8 декабря лидер Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Олаф Шольц был избран на пост Федерального канцлера Германии, сменив Ангелу Меркель, занимавшую его рекордные 16 лет. Произошло это не в самое простое время – в повестке финансовый, энергетический, миграционный кризисы и конечно же, пандемия COVID-19. Кроме того, международные отношения переживают новую ломку в условиях еще пока что холодного противостояния США и КНР. На вопросы корреспондента ГолосUA о том, что ждет Германию с новым канцлером и какие задачи стоят перед ним, ответил политолог, старший преподаватель кафедры социологии факультета социологии и права НТУУ «Киевский политехнический институт» Алексей Якубин.
Алексей, каково на ваш взгляд, положение Германии в момент после ухода Меркель?
Действительно, Шольц стал канцлером в одно из самых непростых времен для страны, но тем не менее, в условиях эпидемии COVID-19 немецкая экономика чувствует себя гораздо более уверенно, нежели экономики соседних государств. Кроме того, за это время Германия смогла еще более укрепить свой статус неформального лидера Евросоюза. Из чего можно сделать вывод, что последствия работы правительства Шольца будут оказывать самое непосредственное влияние на политику всего Евросоюза.
Какое наследство Меркель оставила Шольцу после своего ухода?
При Меркель внешнеполитическое влияние канцлера существенно возросло и даже переросло влияние лидера ФРГ. Это, пожалуй, главное отличие ее политики от предшественников со времени объединения страны. А потому возникает логичный вопрос о том, сможет ли Германия в дальнейшем сохранять столь высокий уровень внешнеполитического влияния? Ведь не исключено, что в дальнейшем политика ФРГ может замкнуться на самой себе.
Каковы главные вызовы, стоящие перед новым канцлером на данный момент?
Это социально-экономические проблемы. Они хорошо ему знакомы, поскольку именно их решением он занимался в правительстве Меркель, занимая пост вице-канцлера. Во время эпидемии он инициировал программы помощи пострадавшим во время карантина, благодаря чему и стал самым популярным политиком страны.
По результатам видеопереговоров президентов РФ и США было принято решение о снятии американских санкций с газопровода «Северный поток-2». Какова будет роль Шольца на заключительном этапе реализации проекта?
Шольц относится к тому крылу немецкого истеблишмента, который понимает необходимость «Северного потока-2» для немецкой экономики. Поэтому не стоит ожидать резкой смены позиции по данному вопросу. Да и в коалиционном соглашении вопрос газопровода рассматривается с позиции СДПГ как необходимый для Германии.
Каковой вы видите внешнюю политику Германии при Шольце? Как он будет выстраивать отношения внутри Евросоюза, а также с США и Россией?
Внешняя политика не является «коньком» Шольца в силу того, что в прошлом он являлся системным бюрократом, решающим внутренние проблемы страны. Но в конечном счете, это вопрос соотношения внешнего и внутреннего. Насколько внешняя политика ФРГ действительно является таковой, если мы говорим о Евросоюзе.
Первый зарубежный визит нового канцлера состоится именно во Францию, чтобы продемонстрировать крепость франко-германского сотрудничества. А также указать на то, что вопрос объединенной Европы и мира с Францией играет ключевую роль в Евросоюзе.
Если говорить об отношениях с Россией, то работа на данном направлении не достанется единолично «зеленым», а всецело будет координироваться правительством. Вообще для социал-демократов характерна России политика в русле Russland Verstehen, то есть как понимающих Россию. К примеру, в коалиционном соглашении указывается необходимость введения безвизового режима для молодых россиян.
Перед самым уходом Меркель из политики, Джо Байден приступил к налаживанию трансатлантического диалога, пребывавшего далеко не в лучшем состоянии после Дональда Трампа. Кроме того, Шольц является первым канцлером Германии после процедуры Brexit. Поэтому, несмотря на опыт решения внутренних проблем, ему придется найти способ сплотить Евросоюз в условиях кардинальных перемен международной политики.
На данный момент минский процесс зашел тупик, а потому хотелось бы узнать ваше мнение о том, как будет действовать Шольц в данных обстоятельствах.
Сменив Меркель, Шольц стал участником «нормандского формата» в тот самый момент, когда Берлин должен стать следующим местом для проведения встречи «нормандского формата». Поэтому, на фоне информации о намерениях США по минскому процессу, Шольц наверняка постарается занять более активную позицию. В чем она может заключаться? Точно не в продаже оружия Украине. Кроме того, важно напомнить, что Шольц публично высказывал сомнения в целесообразности дальнейшего расширения НАТО на восток, а значит и принятия Украины в состав альянса. Следует понимать, что Меркель питала к Минским соглашениям определенную теплоту, поскольку она приложила руку к их созданию. Но Шольц подобных сантиментов не будет испытывать.